Статьи про аничков дворец в научных журналах. Аничков дворец – символ монаршей любви к России (1) - Вопросы истории. Аничков дворец: где находится и как добраться

Аничков дворец. История и владельцы.

В первой четверти XVIII века, при императоре ПетреI эти земли принадлежали первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга Девиеру Антону Мануиловичу(1682-1745).

Генерал Девиер.А.М.

Судьба благосклонна была к этому человеку, в юном возрасте оказался в России, благодаря своим способностям сделал отличную карьеру, приобретя и новую Родину.

Генерал, соратник императора ПетраI, который ценил его организаторские способности и всячески помогал ему. Благодаря царю, Девиер женился на сестре князя Меншикова.А.Д. , который очень недолюбливал молодого генерала. Самому Девиеру часто по своей должности приходилось разбирать различные махинации князя Меншикова, докладывая царю.

После смерти ПетраI, в царствование его супруги императрицы ЕкатериныI князь Меншиков имеет огромное влияние и власть. После интриг Меншикова, не любимый им супруг сестры Анны, генерал Девиер в 1726 году обвиняется в заговоре против императрицы и отправляется в 1727 год в ссылку. Супруга генерала Анна Даниловна Девиер, урождённая Меншикова, отправляется с детьми в ссылку, в дальние деревни.

Девиер Анна Даниловна, супруга генерала и сестра св. князя Меншикова А.Д.

Земли были конфискованы, но в запустение были не долго, вскоре здесь разместился двор Преображенского полка. Тогда это была окраина Петербурга, плохо застроена. Через реку был деревянный мост, который назывался Аничков. Своим названием обязан полковнику Аничкову М.О. ,который руководил строительствами и ремонтными работами мостов в Петербурге. Возможно, здесь где-то и находился дом полковника Аничкова.

При вступлении на престол императрицы Елизаветы Петровны, дочери ПетраI в 1741 году на территории этих земель начинается строительство дворца.

Строительство затянулось на долгих 15 лет, менялись архитекторы – Земцов.М.Г. , затем Дмитриев.Г.Д. и завершал Растрелли Ф.Б.

Императрица Елизавета, любившая роскошь и праздники, не скупилась в средствах. Как и все творения архитектора Растрелли, дворец планировался большой, с богатой отделкой как внутри, так и фасада. Фасад с элементами в стиле барокко, выходящий на реку.

Дворец должен был восхищать своей роскошной красотой, богатством воображение приезжающих в город. Это первое каменное строение на Невском проспекте, крупное и объёмное.

Императрица Елизавета Петровна.

Строительство полностью завершилось в 1756 году. Со стороны проспекта дворец имел храм, наверху купол с крестом. На другом корпусе дворца, на куполе установили звезду. Центральный фасад украшало множество роскошной лепнины.

Гости прибывали по реке Фонтанке к главному фасаду дворца. ДоСадовой улице был устроен большой сад, с множеством скульптур и павильонов. Несколько сохранившихся до наших дней гравюр, изображающих Аничков дворец того периода времени, показывают нам всё великолепие и богатство фасадов.

Аничков дворец. XVIII век, 70-е годы.

Императрица Елизавета Петровна, новый дворец дарит своему фавориту, графу Разумовскому Алексею Григорьевичу(1709-1771).

Граф Разумовский Алексей Григорьевич.

Граф имеет достаточно интересную судьбу. Родился и вырос в крестьянской семье на Украине(Малороссии), пас скот. Красивого юношу, хорошо поющего при местной церкви, заметил чиновник из Петербурга, набиравший придворных певчих. Так Алексей оказался в Петербурге, где его вскоре заметила царевна Елизавета и забрала к себе. В те годы, правления своей двоюродной сестры, императрицы Анны Иоанновны царевна жила скромно. При ней был небольшой двор, состоявший из бедных, но преданных дворян и родственников матери царевны. Разум Алексей превращается в Разумовского и занимает достойное место при Елизавете. Место он займёт и в сердце царевны Елизаветы, на долгие годы, она полюбит его.

При вступлении на престол в 1741 году императрицы Елизаветы Петровны на Разумовского посыпались звания. Награды, большие земельные уделы.

Как отмечают многие его современники, Алексей Григорьевич был замечательным человеком, богатство его не испортило. Он был прост в общении, со многими дружил и помогал. Так простой крестьянин из Малороссии получил графский титул и стал влиятельным вельможей при дворе Елизаветы.

Императрица Елизавета Петровна.

Граф не принимал участия в интригах при дворе. Не поддерживал враждующие между собой партии и со всеми дружил. Жил он со своей царицей, благодаря ей всё имел в жизни. Через всю свою жизнь он пронесёт искреннюю любовь и уважение к своей Елизавете, тяжело переживая её смерть.

Существует версия и многие современники того времени не отрицают, что императрица Елизавета Петровна тайно венчалась в церкви со своим любимым Алексеем. Они оба были сильно верующими людьми, наверное, так могло и быть, но никаких бумаг, подтверждающих документально, этот факт нет. Многочисленные родственники нового графа переехали в Петербург, о них он заботился и помогал. Помогал он и землякам с Украины. Несмотря на недостаточное образование, граф Разумовский А. Г. окружил себя множеством образованных помощников. Многие из его помощников сделали затем головокружительную карьеру, например его земляк, начинавший у него секретарём, а в конце жизни канцлер и князь Безбородко.А.

Дворец достраивался в последние годы царствования императрицы Елизаветы Петровны. Она часто болела и балы, маскарады, которые так любила, проводились не так часто, как раньше. После смерти своей благодетельницы, любимой императрицы граф Разумовский проживёт в уважении и почёте более 10 лет, занимая Аничков дворец. Императрица ЕкатеринаII с уважением относилась к пожилому графу, дружила с его братом, она предлагала ему титул князя, но он вежливо отказался. Умер граф в 1771 году бездетным, его дворец достаётся родному брату.

Императрица ЕкатеринаII.

Граф Разумовский Кирилл Григорьевич(1728-1803), брат Алексея Григорьевича. Благодаря старшему брату, фавориту императрицы Елизаветы, Кирилл получил великолепное образование, учился за границей. От природы имел вкус, имел большие коллекции предметов искусства.

Граф Разумовский К.Г. 1766 год.

Граф выгодно женился на богатой наследнице Нарышкиной, имел детей, получивших тоже хорошее образование. Дружил с императрицей ЕкатеринойII, которая его очень уважала. Молодой и образованный граф занял достойное место при дворе императрице ЕкатеринеII.

Граф Разумовский К.Г.

Кирилл Григорьевич имел множество наград и званий при дворе, занимал пост президента Академии наук, покровительствовал и помогал многим талантливым художникам, архитекторам, поэтам и музыкантам. Был назначен гетманом на Украине и занимал этот пост до упразднения гетманства.

Анна Демьяновна Разумовская. 1746 год, мать графов Григория и Кирилла. Из бедной крестьянки с Украины превратилась в богатейшую помещицу.

Граф, гетман Украины Разумовский К.Г.

В 1776 году императрица ЕкатеринаII покупает Аничков дворец у его владельца, графа Разумовского.К.Г. и дарит дворец своему новому фавориту – графу Потёмкину Григорию Александровичу(1739-1791). Потёмкин из обедневших дворян, хорошо образован и делает успехи по службе. Сначала фаворит императрицы, а затем незаменимый друг и соратник ЕкатериныII. Который сам стал подбирать императрице молодых фаворитов.

Князь Потёмкин. Г.А.

Григорий Александрович имеет множество талантов, гос. деятель и полководец. Князь Потёмкин имел организационные способности, благодаря ему осваивались новые территории России, после победоносной войны с Турцией. Приобретённый после войны полуостров Крым бурно развивается под руководством князя. Строятся новые города, Николаев, Херсон и Екатеринослав. У России появляется новый Черноморский флот, который строится под руководством князя.

Князь Потёмкин.Г.А.

Императрица ЕкатеринаII.

Князь Потёмкин перестраивает Аничков дворец. Из великолепного барочного облика, дворец преображается, в более классический, по моде того времени. Внутри залы расширили, здесь устраивались пышные приёмы, торжества и балы. Сад тоже потерпел изменение, его обновили и перепланировали. Появились галереи с множеством тропических растений. Потёмкин сделал головокружительную карьеру, в признания заслуг к своей фамилии получил приставку – Таврический. Строился для него и новый Таврический дворец в Петербурге.

Князь Потёмкин-Таврический.Г.А.

В 1785 году императрица ЕкатеринаII выкупает Аничков дворец у Потёмкина, долгое время там располагается царская канцелярия.

К началу XIX века при императоре АлександреI, усадьба Аничкова дворца постепенно с западной части начинает застраиваться новыми зданиями. Появляется Публичная библиотека, в павильонах выступают итальянский театр.

Император АлександрI.

Императрица Елизавета Алексеевна, супруга АлександраI.

Император в1809 году дарит Аничков дворец своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне(1788-1818) к свадьбе с герцогом Георгом Ольденбургским. Пара остаётся жить в России, дворец будет являться их домом в Петербурге.

Вел.кн. Екатерина Павловна.

Она имела большое влияние на своего брата императора АлександраI. Не плохо разбиралась в политике и брат прислушивался к её мнению.

Принц Ольденбургский Георг. 1811 год. Супруг вел.кн. Екатерины Павловны.

Дворец долгое время не обновлялся и требовал большого ремонта. Под нужды семьи сестры императора снова перестраивается. Большая столовая и Танцевальный зал тех времён сохранился до наших дней.

После смерти супруга герцога Ольденбургского в 1812 году вел.кн. Екатерина Павловна занимает дворец до 1816 года. Затем продаёт дворец в казну, выходит замуж и уезжает из России.

Вел. кн. Екатерина Павловна, в замужестве принцесса Ольденбургская.

Император АлександрI в 1817 году дарит Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу к свадьбе с прусской принцессой. Дворец капитально ремонтируют, сад приводят в порядок и начинается новая жизнь у этого дворца.

вел.кн. Николай Павлович(будущий император НиколайI).

Семья вел. кн. Николая Павловича проживает здесь до вступления на престол, здесь рождаются их первые дети. Супруги живут счастливо, дворец им нравится и стал для них домом.

Вступив в 1825 году на престол и став императором НиколаемI продолжают здесь проживать. Дворец получает статус – императорского и является вторым после Зимнего дворца (сейчас это Эрмитаж). В 1837 году в Зимнем дворце случился сильнейший пожар, императорская семья проживала в Аничковом дворце.

Император НиколайI.

Императрица Александра Фёдоровна (супруга НиколаяI) с детьми.

НиколайI любил этот дворец, здесь они были счастливы. Устраивались тут приемы и балы, музыкальные вечера в более интимной обстановке, среди друзей. Статусный и более официальный был Зимний дворец.

Император НиколайI с дочерью Марией.

Император НиколайI.

Императорский герб.

В царствование НиколаяI территория вокруг дворца быстро расстраивалась. Архитектор Росси строит Александровский театр, прилегающая улица обустраивается одинаковыми зданиями и выходит к Чернышёву мосту. В одном из зданий располагается Дирекция Императорского балета на долгие годы.

Император НиколайI.

Императрица Александра Фёдоровна.

С 1841 года Аничков дворец переходит к наследнику престола великому князю Александру Николаевичу. Здесь наследник живет с молодой своей супругой вел. кн. Марией Александровной. Также здесь размещается их малый двор, устраиваются свои приёмы, балы, встречи с друзьями.

Наследник престола вел.кн. Александр Николаевич.

Юная вел.кн. Мария Александровна, супруга наследника.

При вступлении на престол вел.кн. Александра Николаевича под именем императора АлександраII в дворце продолжает жить его мать, вдова НиколаяI вдова Александра Фёдоровна и родной брат императора вел. кн. Николай Николаевич.

Император АлександрII.

Императрица Мария Александровна, супруга АлександраII.

Аничков дворец со стороны Невского проспекта. Акварель.

Дворец стали называть Николаевским, был проведён водопровод, канализация.

Император АлександрII принимаем парад у Аничкова дворца. Акварель.

Бал времён царствования императора АлександраII. Акварели.

В 1860-х годах за дворцом, у театра по указанию императора АлександраII возводится памятник императрице ЕкатеринеII и сподвижникам её царствования. Екатерининский сквер с великолепным памятником императрице, Александровский театр украшают Петербург и в наше время.

Следующим в дворце жил по уже сложившейся традиции наследник престола вел.кн. Александр Александрович. В 1880-е годы со стороны Невского проспекта был построен сплошной забор, в целях безопасности. Последние годы царствования императора АлександраII в разгул террора и травли на представителей императорской семьи, это было необходимо.

Аничков дворец. Фото. Конец XIX века.

После зверского убийства АлександраII, престол занимает его сын, под именем АлександраIII.

Семья императора АлександраIII.

АлександрIII любил этот дворец. Не очень любивший публичности, а здесь семья спокойно проживала много лет, родились первые дети.

Император АлександрIII.

Аничков дворец. Фото. 1880е годы.

До революции 1917 года, в Аничковом дворце проживала вдова АлександраIII, мать императора НиколаяII –вдовствующая императрица Мария Фёдоровна.

Имп. Мария Фёдоровна с дочерью Ольгой.

Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна с сыном императором НиколаемII.

Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна среди друзей и придворных. Аничков дворец.

Новогодняя ёлка в Аничковом дворце, фото до 1917 года.

В 1914 году в церкви дворца произошло венчание князя Юсупова Ф.Ф. младшего с вел. кн. Ириной Александровной (племянница имп. НиколаяII, внучка имп. Марии Фёдоровны).

Князь Юсупов.Ф.Ф с супругой вел.кн. Ирина Александровна.

Аничков дворец имеет свою замечательную историю, всегда до вступления на престол, по сложившейся традиции здесь проживала семья наследника престола. Во дворце имелась большая библиотека, множество дорогих сердцу вещей нескольких поколений династии Романовых.

После революции 1917года многие вещи из дворца распродавались за границу, здесь расположился Музей города. В 1937 году в здании открылся Дворец пионеров, в годы ВОВ 1941-1945 годах в главном корпусе располагался госпиталь. В главный корпус попала бомба и его вскоре капитально ремонтировали, многие помещения утратили свой облик, пострадала внутренняя отделка.

Весь Советский период в здании так и размещался Дворец пионеров, для детей города было множество кружков по интересам. И сейчас те же функции, только поменялось название – Дворе творчества юных, множество кружков для детей.

Но всё же многие комнаты сохранили убранство, камины. В Советские годы здесь не проводились экскурсии, любителям истории и туристам попасть сюда не было возможности.

Аничков дворец сегодня. Мои впечатления:

Если выйти из станции метро «Гостиный двор» и пройти по правой стороне Невского проспекта, выходим к Екатерининскому скверу(бывшая площадь Островского). Центральное место занимает замечательный памятник императрице ЕкатеринеII и её сподвижникам. Вокруг уютные лавочки среди цветников и кустов сирени.

Памятник имп. ЕкатеринеII и её сподвижникам.

С правой стороны от памятника находится здание Публичной библиотеки.

Здание Публичной библиотеки.

Прямо за памятником располагается Александровский театр(сейчас театр драмы им. А.С.Пушкина.).

Александровский театр.

А с левой стороны от памятника находятся не большие павильоны Аничкова дворца. Павильоны украшают фигуры древнерусских витязей, решётка между ними, небольшие ворота которой украшают вызолоченные двухглавые орлы.

Ворота сада Аничкова дворца.

Сюда можно пройти, здесь небольшой уютный садик, что осталось от большого в XVIII веке парка. Сам фасад Аничкова дворца с этой стороны ничем не примечателен и затенён большими деревьями, но ближе к павильонам красивые цветники и газоны.

Павильон Аничкова дворца, украшают древнерусские витязи.

Отсюда к центральному фасаду не пройти, для этого нужно выйти на Невский проспект и пройти вдоль сплошного забора дворца. Здесь есть калитка, через неё можно пройти к дворцу, или пройти со стороны реки Фонтанки.

Центральный фасад дворца достаточно большой, но не имеет уже богатой отделки барокко Растрелли XVIII века и даже перестроенного XIX века. Всё достаточно скромно и лишь высота и размер здания выдают его былую значимость. У входа портят вид растущие неуклюжие голубые ели, которые так любили сажать не всегда к месту в СССР. Весь теперешний вид напоминает о Советском периоде истории этого дворца.

Центральный фасад Аничкова дворца.

Но здесь достаточно уютно, не смотря на то, что совсем рядом шумный Невский проспект. Здесь нет толп любопытных иностранных туристов. Да и наши соотечественники, туристы не многие знакомы и знают об Аничковом дворце.

Проходя мимо, сразу попадаешь под очарование Аничкова моста с его замечательными скульптурами и затем одного из самых красивейших дворцов Петербурга – Дворца Белосельских-Белозерских (красный фасад с атлантами впечатляет своей грандиозностью и красотой).

Вид на Аничков мост, за ним Дворец Белосельских-Белозерских.

Дворец Белосельских-Белозерских.

Аничков мост.

Аничков мост, за ним здание Аничкова дворца, закрывающее его центральный фасад.

Так что, Аничков дворец не заметен среди такой красоты Невского проспекта.

Каждый год я приезжая вС-Петербург не мог попасть на экскурсию в Аничков дворец. Сейчас экскурсии стали проводить посредники и администрация Дворца творчества юных. Экскурсии не постоянные, а в определённый день и час, неделя моего пребывания в городе, не совпадала с графиком обзорной экскурсии по дворцу. И вот, наконец мне посчастливилось попасть. Предварительно позвонив в администрацию дворца творчества юных, записавшись на обзорную экскурсию, утром мне нужно было купить билет как меня предупредили (их число ограниченно), хотя начало в 13.00 часов. Входной билет стоит 150 рублей, у посредников в два раза дороже. Продаются билеты в администрации, небольшое одноэтажное здание, правее от павильонов, ближе к Александровскому театру. Проводятся экскурсии по сеансам, набирается небольшая группа, сбор у центрального входа.

Пройдя через очень бдительную охрану и любопытных бабушек вахтёров (словно в Советские времена) нас провели в холл на первом этаже, где есть гардероб и ужасные советского образца туалеты. Затем в небольшой комнате нам стали показывать фильм о перезахоронении в 2006 году праха вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, перевезённый из Дании в Петропавловский собор Петербурга. Она считалась последней владелицей Аничкова дворца до революции 1917 года и там проживала. Успев покинуть Россию от палачей большевиков, она еще десять лет проживёт на Родине в Дании у родственников, оплакивая смерти близких родственников.

Экран телевизора большой, а фильм не по формату. Мне сразу как-то не уместным фильм показался и к чему?. Ведь экскурсия у нас обзорная, да и история дворца связана не только с именем матери императора НиколаяII. Сразу же посыпались глупые вопросы от наших пожилых любознательных туристов, которые только впервые узнали о имп. Марии Фёдоровне, но и совершенно элементарных вещей не знают об истории Петербурга. Но впереди ожидало, больше странностей и глупостей этой экскурсии, всё по порядку.

По великолепной лестнице, цвет стен торжественно зелёный, мы поднялись на второй этаж в предвкушении впечатлений от интерьеров залов дворца.

Аничков дворец. Парадная лестница.

Парадная лестница.

Сразу же попали в две небольшие комнаты, без какой либо отделки интерьеров. Стены были расписаны Советскими художниками сюжетами из сказок А.С. Пушкина, детей детского сада, наверное, это впечатлило бы. Экскурсовод с таким восхищением стала нам рассказывать о сюжетах, словно забыла, что мы не маленькие дети и пришли послушать сказки Александра Сергеевича.

Самые первые впечатления у меня стали почему-то смазываться, но мое хорошее чувство юмора меня не подводило. Да, смеялся я сам над собой, таких экскурсий у меня ещё не было, но интрига осталась, что же будет дальше.Хотя я до посещения много изучил, почитал отзывы людей об экскурсии, но как-то не поверил плохим комментариям, а зря. Дальше посмотрели несколько достойных комнат, но фото из-за плохого освещения получились не очень хорошего качества.

Мои фото интерьеров Аничкова дворца. Может не всегда удачные ракурсы, да и освещение плохое, а фотовспышкой пользоваться запрещено.

Интерьеры комнат Аничкова дворца.

Эти несколько помещений, меня впечатлили, но я знал, что нам показали меньше половины.

На мой вопрос экскурсоводу про другие комнаты, она ответила, что там реставрация. На вопрос, зачем проводить экскурсию, если больше половины помещений закрыто и практически мы ничего не увидели, она вежливо промолчала.

Помещение библиотеки.

Текст экскурсовода составлен крайне не профессионально, получилась какая-то детская экскурсия. Внимание на деталях, той или иной комнаты не было, хотя камины великолепно сохранились. Для тех, кто разбирается в истории Петербурга и династии Романовых получилось крайне не интересно на мой взгляд. Хотя из группы многие и не поняли, что самые красивые и великолепно отреставрированные комнаты, да и хорошо сохранившиеся с советских времён нам не показали.

На ротонде, с такой гордостью наш экскурсовод показала нам стенды, подаренные Данией для Аничкова дворца. На стенде вся сухая справочная информация об императрице Марии Фёдоровне, с множеством из книг о ней, растиражированных копий фотографий плохого качества. Словно большая стенгазета Советских времён где-нибудь в школе, да ещё с массой ортографических ошибок в тексте на русском языке. Какое-то не уважение к памяти этой достойной женщине, для которой Россия стала вторым домом и где, в конце своей жизни она потеряет всё, детей, внуков и память о счастливых годах своей семьи.

Да, у нас в России много так называемых «самодеятельных»- так я их называю музеев не о чём, где нет экспонатов, ксерокопии карт и гравюр, копии современных художников считаются экспонатами. Например, новый музей Царицыно. Но Петербург, с таким количеством замечательных музеев, с множеством запасников и огромными архивами. Думаю, что если бы хотели, создали бы что-то хорошее, профессиональное и стоящее, а уж если нет желания, не надо этой пошлости.

У многих туристов из нашей группы вся информация смешалась, совершенно не понимая и путая, начались глупые вопросы задаваемые экскурсоводу. Моя долгая улыбка смутила одну из женщин, задающих множество вопросов по Аничкову дворцу. Я ответил,что у меня хорошее настроение, не хотелось никого обижать. А ведь можно было элементарно, что-то почитать по истории Аничкова дворца, информации при желании достаточно.

Не очень люблю Дворец Юсуповых на реке Мойке за жадность, суету и поставленные на поток экскурсии, толпы туристов и особенно иностранцев. Дворец Юсуповых не имеет статус музея, это Дворец культуры, как и Аничков дворец – Дворец творчества юных. Я не призываю к потоку туристов и жадности, как там. Но там, достаточно профессионально и интересно всем происходят экскурсии, экскурсоводы отлично подготовлены.

Сейчас в Петербурге много экскурсий и новых филиалов музеев появилось. Аничков дворец (интерьеры) впечатлили, а проведение экскурсии меня конечно не порадовало. Хочется надеяться, что поменяется здесь отношение администрации к истории дворца. А во дворце, конечно,есть что посмотреть, сохранились красивые интерьеры Белоколонного зала, Концертного зала, Зимний сад, Малиновая, Золотая и Голубая гостиные.

Но, не смотря на мои замечания по проведению экскурсии организаторам, советую обязательно посмотреть Аничков дворец. Интерьеры дворца впечатляют.

Советую посетить в Петербурге помимо известных музеев, их филиалов, мало разрекламированные, но не менее интересные музеи. Например:

Дворец Шереметевых на реке Фонтанке(Музей музыки).

Музей Ф. Шаляпина.

Дворец Белосельских-Белозерских(обзорная экскурсия).

Дворец Меншикова (филиал Эрмитажа).

Михайловский замок(филиал Русского музея, замечательная постоянная выставка русской портретной живописиXVIII века).

Музей театрального искусства(здание левее от Александровского театра).

Строгановский дворец (обзорная экскурсия).

Дворец Юсуповых на реке Мойке (обзорная экскурсия).

Музей-квартира А.С. Пушкина на реке Мойке.

Музей Г. Державина

(литературный).

Музей-заповедник « Гатчина»(дворец).

Музей-усадьба «Павловск» (замечательный дворец и парк).

Музей-заповедник «Ораниенбаум»(дворец и парк).

Желаю вам удачи и новых замечательных впечатлений о Петербурге и его пригородах.

Первым зданием, выполненным в стиле барокко, в Санкт-Петербурге стал Аничков дворец на Невском проспекте 39 , над которым помимо Дмитриева и Земцова трудился известный Растрелли. Строение высотой три этажа с куполами, напоминающими форму луковиц, и двумя флигелями парадным входом развернуто к реке Фонтанке. Среди собственников здания был Потемкин и Разумовский. Это здание также было кабинетом императора, то есть помещением, где располагалось имущество царской семьи. За время своего существования строение сильно изменило свой внутренний и внешний вид. Все залы, кроме Желтоколонного и Белого, оформлены в классическом стиле, а также сохранились до наших дней практически без каких-либо изменений.

Роль царской резиденции дворец выполнял вплоть до девятнадцатого века. Когда завершилась революция, внутри открылся музей старого Петербурга, а далее Дворец пионеров. В начале девяностых годов прошлого столетия его переименовали в Дворец творчества юных. Чтобы узнать, почему так называется Аничков дворец , рекомендуется ознакомиться с его историей от начала до конца. Сегодня внутри здания расположилось более 20 действующих секций или кружков для детей.

Исторические сведения

Расположенная вдоль Невского проспекта между Фонтанкой и Садовой улицей территория сегодня занята Аничковым дворцом. Изначально эти земли в начале восемнадцатого века принадлежали первому генералу полицмейстеру А. М. Девиеру, который в 1727 году был отправлен в ссылку. Территория была передана во владения Д. Л. Лукьянову. Тогда земли ближе к Фонтанке занимал полковой двор, относящийся к Преображенскому полку. Судьба поместья была резко изменена переворотом, свершившимся 25 ноября 1741 года. Тем временем престол заняла Елизавета, которая приходилась Петру I дочерью. К власти он смогла прийти с помощью преображенцев. Как рассказывает история Аничкова дворца , что строился он для Елизаветы, однако ни для кого не стало новостью, что жить там будет ее любимчик граф по имени Алексей Григорьевич Разумовский. Над проектом в 1741 году работал М. Г. Земцов. Строительство началось под его же руководством. После смерти Земцова, которая датирована 1743 годом, за строительство взялся архитектор Г. Д. Дмитриев, однако он также скончался в1746 году, завершив здание только до карнизов.

Закончил строительные работы итальянский архитектор Ф. Б. Растрелли, которому довелось корректировать боковые ризалиты, завершив их двумя куполами с многочисленными декоративными вазами.

Свое название Аничков дворец в СПБ получил от Аничкова моста, расположенного неподалеку. Он отличается от других зданий, расположенных вдоль проспекта, тем, что его главный фасад смотрел вовсе не в его сторону. Выбранное расположение говорит о том, что для тех времен Невский проспект не считался главной улицей Санкт-Петербурга. Связано это с тем, что большинство гостей прибывали во дворец именно по воде, поэтому парадный вход смотрит именно на Фонтанку. Тут также был организован гаванец, где посетители Елизаветы могли оставить свои парусные и гребные суда. По замыслу Григория Дмитриева вдоль набережной Фонтанки также располагались галереи открытого типа.

Дворовый ансамбль состоял из трехэтажного бокового и центрального корпуса, внутри которых находились двусветные залы. Они соединились с двухэтажными более низкими объемами. Подобного рода архитектура относится к барокко «дорастреллиевского» периода. К стилю барокко, как видно по фото Аничкова дворца в Санкт-Петербурге , также относится использование пилястр, при этом колонны украшали исключительно главный портик. Однако для петровского барокко использовано нехарактерно большое количество скульптур и прочих элементов декора. Сторона фасада, граничащая с Невским проспектом, увенчана церковным куполом Воскресения Христова. В тоже время от проспекта усадьба была отделена высокой стеной из камня с тремя воротами.

История периода царского времени

Строительный процесс растянулся надолго, поэтому был завершен в 1756 году. Следующая смена хозяина датирована 1771 годом, когда умер граф Разумовский, а усадьба перешла во владение его брата академического ученого Кирилла Григорьевича Разумовского. 1775 год стал временем проведения большого маскарада на 2500 персон. На этот период дворец был арендован петербургским купечеством. Мало знать, где находится Аничков дворец , чтобы проникнуться историей этого места необходимо знать основных его владельцев:

  1. 1776 год – усадьба была передарена Екатериной II графу Г. А. Потемкину. Он перестроил дворец под собственные требования. Именно тогда здание поменяло свой облик с барочного на классический. Во время реконструкции была выровнена высота строения, гаванец засыпан, открытые галереи разобраны, сады перепланированы.
  2. 1779 год стал временем создания галереи с тропическими растениями, где князь организовывал маскарады, на которых выступали одновременно около ста музыкантов. Затем данное помещение перешло в аренду сообществу итальянских музыкантов. Однажды гостями такого маскарада стал Павел Петрович (великий князь) со своей супругой Марией Федоровной и императрица Екатерина II.
  3. 1784 год – Потемкин перепродал усадьбу купцу Шемякину, однако уже в 1985 году дворец у Аничкова моста выкупила Екатерина II и возвратила прежнему владельцу. Императрица решила, что негоже отказываться от царских подарков.
  4. В 1809 году здание перешло во владение Екатерине Павловне, которая являлась сестрой Александра I. Такой презент был ей преподнесен, как подарок по случаю замужества. Семья также решила перестроить дворец. Над новой планировкой работал Л. Руска. Из его работ до сегодняшнего дня дошла Большая столовая и Танцевальный зал.
  5. После коны мужа, датируемой 1812 годом, Екатерина спустя несколько лет вышла замуж вновь и переехала, продав усадьбу государственной казне. С того времени в доме жил известный поэт В. А. Жуковский, являющийся воспитателем наследника престола, ставшего в итоге императором Александром II.

Если верить истории, Аничков дворец адрес которого Невский проспект 39, перенасыщен литературой. Именно тут А. С. Пушкин зачитал Жуковскому недавно дописанную поэму «Руслан и Людмила». Следующим собственником строения стал будущий император Николай I. Ему также захотелось перестроить дворец на свой лад. Перепланировкой занимался К. Росси. Им был отстроен сервизный корпус и два павильона на территории сада, который также претерпел изменения. Карл Росси заново проработал дизайн Танцевального и Музыкального зала, будуара, диванной, кабинета и спальни. Внутри семнадцати залов была выполнена свежая роспись плафонов, а стены перетянуты бархатом, штофом или атласом. Стены оставшихся комнат были расписаны под мрамор. Примечательно, что любые детали были сделаны по эскизам, подготовленным Росси. Полномасштабная строительная работа позволила интерьерам стать единым ансамблем.

Найти рассматриваемый Аничков дворец на карте Невский проспект 39 можно в две минуты, однако из-за отсутствия полноценных экскурсий по этому месту рекомендуется самостоятельно более подробно ознакомиться его историей. Например, очередным владельцем строения в 1841 году стал князь Александр Николаевич. Модернизация строения пришлась на 1853 год, когда здесь была проведена канализация и водопровод. С 1897 года тут начали показывать кинематографические ленты, с 1899 – открылась школа, где учились дети служащих.

Дворец Пионеров

Когда закончилась революция, дворец был национализирован. Внутри него расположилось министерство продовольствия. С 1918 по 1935 годы помещение использовалось, как городской музей. Не Ленинграда, а именно города, то есть Москвы и других российских городов. Именно это обстоятельство позволило сохранить Аничков дворец на карте СПБ таким, каким он был при последнем императоре. Внутри корпуса, где ранее располагался кабинет, с 1918 года функционировал филиал социальной и коммунальной гигиены, а также городская библиотека. Закрытие музея датировано 1928 годом. С того времени большая часть имущества была распродана.

Дворец пионеров на территории прежней усадьбы был открыт в 1937 году по замыслу С. М. Кирова. Он стал самым большим на территории прежнего СССР. Над реконструкцией 1936-1937 годов работал дует архитектор Д. Л. Кричевский и А. И. Гегелло. Именно они замкнули корпус-кабинет в каре, их мастера расписали две комнаты по мотивам А. М. Горького и А. С. Пушкина. Изначально здесь работало более сотни детских кружков. Здешнюю шахматную секцию посещали Борис Спасский, Лев Додин, Елена Образцова, Сергей Юрский, так далее. 1941 год стал переломным для строения. Тогда оно было разгромлено артиллерийским снарядом, полностью уничтожившим зимний сад. Стены уцелевших корпусов стали военным госпиталем, который проработал здесь около 18 месяцев. Несмотря на военные действия, большинство секций продолжали свою работу.

Сегодня практически каждый турист знает, где находится на карте СПБ Аничков дворец , поскольку уже к 1945 году он был отреставрирован. Напротив главного корпуса также растет знаменитая береза, посаженная там известными космонавтами Владимиром Комаровым и Германом Титовым. Современное название Дворец творчества юных здание получило в 1990 году.

Я уже как-то рассказывала об интересном месте нашей Северной столицы, которое именуется « ».

Надеюсь, что повествование об одноименном дворце также привлечет ваше внимание. Тем более что это – одно из старейших зданий, расположившихся у Невского проспекта. И сохраняет для нас с вами этот дворец свои истории, начиная с далёкого XVIII века.

А ведь согласитесь, что всем порой так хочется хоть на мгновение при помощи фантастической машины времени совершить путешествие в прошлое.


Вот я и предлагаю вам небольшой подобный экскурс, главным героем которого сегодня будет выступать это великолепное здание.

Перелистнём страницы истории

Герой моего рассказа расположился между речкой Фонтанкой и улицей Садовой.

Появление первого дворца у Невского проспекта

Изначально это место в молодом Петербурге было во владении некого генерала А. Э. Девиера.


После того, как владельца за политпроступки побили кнутом и выслали из Северной столицы в Сибирь, территория в 1727 году переходит к лесопромышленнику Д. Л. Лукьянову. На ней с 1738 года расположился двор того самого Преображенского полка, при поддержке которого в 1741 году при дворцовом перевороте на трон взошла императрица Елизавета Петровна.


Она-то и решила отметить событие своего триумфа постройкой в этом месте дворца (официально-то для самой себя, но на самом деле – для своего фаворита – графа А. Г. Разумовского). Я уже намекала вам, что история здания сохраняет немало петербургских тайн и легенд, в чем вы сами убедитесь по ходу моего рассказа.

Построение дворца

Проект этого императорского здания в виде буквы «Н» создал знаменитый архитектор М. Г. Земцов.


Его кончина в 1743 году повлияла на передачу «бразд правления» вначале зодчему Г. Д. Дмитриеву, а затем (также после смерти оного) – знаменитому Ф. Б. Растрелли, внесшему в проект Михаила Земцова свои коррективы. Растрелли писал, что добавил ко дворцу «часовню с куполом, а также большой зал с парадной лестницей, богато украшенной статуями и скульптурными орнаментами»…


Своё название здание получает от находящегося поблизости . Его парадный вход обращен к речке Фонтанке. Вдоль неё в те времена проходила граница города, а Невский проспект тогда ещё не обрёл статуса центральной столичной улицы. Мне было интересно узнать, что поначалу гости могли добраться сюда непосредственно по воде. Кстати, был даже устроен гаванец (небольшая гавань в форме ковша), где горожане оставляли свои средства передвижения (такая вот своеобразная стоянка для судов).


Параллельно Фонтанке ещё по замыслу Г. Дмитриева были установлены открытые галереи. Архитектурное решение дворца представляло собой композицию из трёхэтажных корпусов, соединенных двухэтажными перемычками. Подобная черта построек характерна для зданий раннего барокко.


Над корпусом со стороны Невского проспекта возвышался купол Воскресенского храма, для которого иконостас был создан также мастером Растрелли. Сегодня этот шедевр находится Северной столицы. Освещение домового храма Аничкова дворца произошло в марте 1751 года. Отмечу ещё одну деталь: между зданием и Садовой по велению императрицы устроили сад для прогулок, подобный Петергофскому.


Принадлежали труды по его созданию «аглицкому» садовнику Л. К. Таперу. Постройка дворца окончилась в 1756 году.

Дворец в имперские времена

Облик дворцового ансамбля, дошедшего до нас с вами, складывался под влиянием смены «архитектурных мод», которые предпочитали также меняющиеся владельцы. Само здание, если оглянуться на его историю, постоянно выступало в роли дорогого подарка. А кто бы из нас с вами отказался от подобного презента?!


Именно в данном качестве оно чаще всего переходило из одних великосветских рук в другие. Да и был этот подарок прекрасен, ведь над дворцом в разные времена потрудились такие видные мастера, как И. Е. Старов, Л. Руска, Дж. Кваренги, К. И. Росси, А. И. Штакеншнейдер и другие.А теперь расскажу о том, кто же здесь жил-поживал и добра наживал. Как я уже отмечала, первым фактическим хозяином Аничкова дворца стал граф Разумовский.


При нём находился бывший в услужении у «Его светлости» знаменитый писатель А. П. Сумароков. Этого многожанрового литератора порой нарекают «отцом русского театра».


После смерти первого владельца Аничков дворец достался его брату, и не кому-нибудь, а самому президенту Академии наук – графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому. У него в 1776 году здание было откуплено Екатериной II и тут же подарено теперь уже её фавориту Г. А. Потёмкину.


Новый хозяин, видимо, жаждал перемен и пригласил для этой цели архитектора И. Е. Старова. Дворец был преобразован по канонам классического стиля, «гаванец-стоянка» для судов засыпана, упразднены галереи на Фонтанке и модернизорован сад, в котором в 1779 году появляется оранжерея с заморскими растениями. Думаю, что все люди падки на диковинки, только вот для знати они, к тому же, по карману. Как же не обзавестись?


В своей новой галерее Потёмкин закатывал балы-маскарады, во время которых слух присутствующих услаждали порою до сотни оркестрантов-музыкантов. Эта тропическая галерея также может похвалиться большим количеством подслушанных светских сплетен.


Но мы с вами оставим жёлтые байки в стороне, а вот то, что в 1786 году тут впервые был представлен необычный музыкальный инструмент – рояль, я упомяну. (Вообще по ходу отмечу, что появился он в 1709 году). Хитрый Потёмкин перепродал дворец купцу Шемякину. Екатерине II отказ от её подарка не понравился. Она вновь выкупила его и опять же вручила Потёмкину.


Уж не знаю, в силу каких соображений, но и тот вновь продал его (на сей раз – в государственную казну). После такой чехарды, устроенной со дворцом императрицей и её любимчиком, здесь в 1794 году разместился Императорский Кабинет, где одно время сохранялись сочинения Иосифа Залусского. Именно они послужили базой для организации Публичной библиотеки Северной Венеции.


Мне кажется интересным распутывать исторические узелки и внезапно для себя порой находить интересные аналогии. Когда-то поживал в Аничковом дворце «отец русского театра» Сухоруков, а в 1799 году одну из частей здания отдали именно для нужд Театральной дирекции Петербурга. В начале XIX века мастер Кваренги построил перед её парадным входом Торговые Ряды.


А со стороны Садовой улицы пристроил помещение для Публичной библиотеки. Что же касается «подарочной эстафеты» по передаче дворца, то она так и не прекращается.


Государь Александр I в 1809 году дарит здание сестре, великой княгине Екатерине в качестве презента к её свадьбе с принцем Георгом Ольденбургским. Для молодой четы дворец вновь модернизируется (архитектор Л. Руска). Сегодня труды мастера сохранены в облике зала для балов и столовой.


Пространство Торговых Рядов перешло для нужд Императорского Кабинета. Руска пристроил к ним западные корпуса и ограду с воротами между Кабинетом и дворцом. Отмечу, что в тот период во дворце жил знаменитый поэт Жуковкий – воспитатель будущего царя Александра II. Именно в этих стенах представил свою поэму «Руслан и Людмила».


Вскоре в 1816 году дворец вновь переходит в распоряжение казны. Далее он был подарен будущему императору Николаю I к предстоящей свадьбе. Теперь над зданием потрудился К. Росси. Усадьба по его проекту влилась в архитектурный комплекс Театральной площади (сегодня – пл. Островского), от которой её отделила чугунная ограда.


Также и интерьер помещений, переделанный по задумкам России, стал представлять единый ансамбль.


Николай I любил этот дворец и проводил в нём много великосветских приемов, балов и лотерей. Следующим владельцем здания, теперь получившим приставку к имени «собственный дворец Его Императорского Величества», в 1841 году становится будущий Государь Александр II.


В середине XIX века дворец оснастили водопроводом и канализацией. Шли годы, а вместе с ними сменялись высокопоставленные владельцы. Здесь была сыграна свадьба Александра III с принцессой Дагмар.



В начале XX века дворец стал свидетелем исторического события – венчания племянницы Николая II великой княжны Ирины Александровны с Феликсом Юсуповым.


Это была свадьба с тем самым князем, который участвовал в убийстве всем нам известного Григория Распутина.

Легенда Аничкова дворца


В образе женщины в белом одеянии оно неоднократно являлось нашим монархам, которые в разное время проживали во дворце, и даже вело с ними свои монологи. Правда это или вымысел – сегодня не узнать, так как императоры на этот счёт как-то публично не распространялись. А вот школа для детей прислуги здесь действительно реально существовала с 1899 года.

После революции дворец был приватизирован государством. Поначалу тут разместилось министерство продовольствия. Далее, с 1918 по 1935 год, была оборудована экспозиция городского музея.


Отмечу, что не именно Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда), а городов, как таковых, вообще. Возглавлял его архитектор Л. А. Ильин. В залах бывшего Императорского Кабинета функционировали «офисы» коммунальной и социальной гигиены, а также библиотека Музея города. Период церковных репрессий коснулся и домового храма дворца. В итоге, в 1926 году его купола снесли и переплавили. Что касается музея, то в 1928 закрыли и его. Имущество было распродано и роздано для других экспозиций.

Образование Дворца пионеров

И вновь – исторический зигзаг. Я вам уже рассказывала, что в стенах Аничкова дворца воспитывались царские наследники, а в конце XIX века даже находилась школа для детей служащих. Это словно положило начало появившемуся тут в 1937 году грандиознейшему в стране Дворцу пионеров и школьников.


Для этой цели Аничков дворец вновь переделали (по эскизам А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского). Две комнаты здания были украшены палеховской росписью по мотивам произведений А. С. Пушкина и А. М. Горького.


Во Дворце сразу открылось более ста секций и кружков.


Уверена, что всем известны имена: Виктор Корчной, Станислав Жук, Алиса Фрейндлих, Лев Лурье, Елена Образцова…


Профессиональный звёздный путь этих людей начался именно в данном Ленинградском дворце пионеров.

Аничков дворец в Великую Отечественную войну

Расскажу теперь о судьбе дворца в то трагическое для всей страны время.


Уже с октября 1941 года по май 1942 года на его территории работал хирургический госпиталь. Сам Дворец не закрывал свои двери для детворы все страшные блокадные дни! Несмотря ни на что, именно тут в 1942 году был проведён выпускной для ленинградских школьников. Кроме того, проходили здесь и новогодние елки, и творческие олимпиады.


А концертные бригады художественных кружков Дворца пионеров, превозмогая слабость от голода, выступали перед бойцами в госпиталях и в воинских подразделениях.


Неспроста 70 молодым артистам были вручены медали «За оборону Ленинграда». Пострадавший от артобстрелов комплекс дворца к 1945 году уже сумели восстановить.

Аничков дворец сегодня

Мне кажется символичным тот факт, что первый дворец на Невском проспекте, находившийся в собственности самых блистательных лиц России, здание, где прошло отрочество императоров, звучали стихи Пушкина и Жуковского, сегодня принадлежит наследникам страны – нашим детям.


Теперь оно носит название Петербургского городского Дворца творчества юных. Здесь для ребят – настоящее царство радости! Отмечу, что сегодня каждый ребёнок, начиная с дошкольного возраста, в Аничковом дворце может найти себе занятие по вкусу в технических, творческих, спортивных, хореографических и прочих кружках и секциях.


Здесь ежегодно проходят конкурсы, конференции, семинары и фестивали. Кстати, именно в этих стенах проводится финальный тур Всероссийского конкурса для педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».


И мне радостно, что моя знакомая также побывала в числе победителей, как преподаватель ИЗОстудии.


Кстати, балы, концерты и ассамблеи тут также проводятся.


Дворец творчества гордится своей уникальной библиотекой , опытно-экспериментальной площадкой , музеем, в который я приглашаю и вас.

Музей Аничкова дворца

Если вы захотели не просто со стороны взглянуть на этот памятник архитектуры, а побывать на экскурсии «Дворец царей – дворец детей», то, я считаю, что у вас будет 1,5 часа увлекательного погружения в прошлое совместно со знакомством с современной бытностью Аничкова дворца.


Подробную информацию, включающую и расписание экскурсий, можно получить . Мой вам совет – непременно узнайте про план проведения этих обзорных мероприятий предварительно, так как без гида посещение Дворца не предусмотрено. Отмечу, что экскурсии проводятся только в соответствии с указанным расписанием текущего месяца для индивидуальных посетителей .

Добавлю, что вы также побываете на выставке «Живое искусство Палеха», которая входит в общую обзорную экскурсию.


Взрослый билет обойдётся в 200 рублей, а для школьников и студентов – 80 рублей. Билеты можно приобрести в кассе дворца (Невский пр., 39, у входа на территорию Аничковой усадьбы).Необходимы бахилы или сменная обувь.

Как добраться

Как я уже отмечала – здание, которое нас с вами интересует, является первым дворцом, воздвигнутым у Невского проспекта. Следовательно, находится оно в центре города.


Добираться сюда лучше всего на метро, выйдя на станциях «Маяковская», либо «Гостиный Двор». От обеих по Невскому проспекту вам до Дворца идти всего несколько минут. Другой общественный транспорт не рассматриваю, так как этот способ – самый удобный во всех смыслах (близко от достопримечательности, нет пробок, да и прогулка по Невскому проспекту уже – маленькое событие для путешественников). Точный адрес - Невский проспект, 39.

Подробнее о каждом варианте:


От метро "Гостиный двор" (1) до Аничкова дворца (2) идти всего 5 минут. Но даже проходя это небольшое расстояние, вы минуете Российскую национальную библиотеку (5), замечательный Екатерининский садик (3), в центре которого сможете полюбоваться на великолепный памятник Императрице Екатерине Великой (архитектор Давид Иванович Гримм), за ним увидите здание Александрийского театра (советую посетить его спектакли при случае).


Напротив, через Невский проспект располагается Петербургский театр Комедии (6).


Второй маршрут от станции метро "Маяковская" (1) проведёт вас через тот самый Аничков мостик (3), название которого и дало имя дворцу (2).


По-моему, в любом случае вы обогатите свое путешествие новыми интересными фрагментами.

Напоследок

Вот мы с вами и совершили при помощи машины времени, которая есть у каждого и называется воображением, небольшое путешествие в знаменитый петербургский Аничков дворец.


Узнали об истории его появления и послушали рассказы об обитателях этой удивительной усадьбы. Думаю, что и по мосту, в честь которого Дворец назван, вы также прошлись и полюбовались скульптурной группой «Укрощение коня».


Подобные знакомства с архитектурными памятниками позволяют нам больше узнать о прошлом самой страны. Ведь создавали их талантливейшие мастера для известных исторических персон, без рассказа о судьбах которых при повествовании об истории зданий нам не обойтись.


И пока мы сохраняем наши дворцы-музеи, хранится и память о людях, так или иначе, с ними связанных. Кстати, перед главным корпусом Аничкова дворца вас встретит берёза, которую посадили наши герои-космонавты Герман Титов и Комаров.

История Аничкова дворца

В начале XVIII века земельный участок между Садовой улицей и Фонтанкой, где сегодня раскинул свои владения Аничков дворец, принадлежал главному петербуржскому генерал-полицмейстеру. Однако в скором времени зарвавшийся вельможа угодил в ссылку, и его имение досталось лесоторговцу Д. Л. Лукьянову, временно разместившему на только что приобретенной территории двор Преображенского полка. Не исключено, что со временем земельный надел на берегу Фонтанки перешел бы к еще одному хозяину, не случись в стране очередной государственный переворот, в результате которого российский престол заняла дочь Петра Великого – Елизавета.

Новоиспеченная государыня рьяно принялась за благоустройство Северной столицы, велев заложить на бывшем полковом дворе новую императорскую резиденцию. По официальной версии главной миссией Аничкова дворца было придание более эффектного вида въезду в Санкт-Петербург (в те времена набережная Фонтанки была чем-то вроде городской окраины). На самом же деле, пафосная стройка затевалась для фаворита, а по совместительству и морганатического супруга императрицы – А. Разумовского.

Строительство здания поручили популярному на тот момент петербуржскому архитектору Михаилу Земцову, который, как на зло, внезапно скончался, успев лишь набросать проект будущей резиденции и возвести первый этаж. В результате продолжать дело пришлось архитектору Г. Д. Дмитриеву, ну а финальную точку в этом долгострое поставил сам Б. Растрелли.

Для царского подарка пришлось прорыть отдельный канал, отходящий от Фонтанки и соединяющий ее с небольшой гаванью, оборудованной прямо у парадного входа в Аничков дворец. В этот импровизированный порт должны были приплывать на своих судах петербуржские «сливки», чтобы участвовать во всевозможных празднествах. Сам архитектурный ансамбль задумывался разноэтажным и состоял из основного двухэтажного корпуса и двух трехэтажных флигелей по бокам. Прилегающая к дворцу территория была облагорожена во вкусе, падкой на все яркое и вычурное Елизаветы Петровны, то есть по аналогии с петергофскими парками. Интересно и местоположение архитектурной конструкции относительно Невского проспекта: в те времена центральная улица Северной столицы представляла собой малоинтересное зрелище, поэтому фасад постройки не «смотрит» на проспект.

В 1756 году Аничков дворец наконец-то достроили, а поскольку сам Разумовский к тому времени «приказал долго жить», имение перешло к его брату Кириллу. Ну а дальше началась бесконечная череда выкупов, дарений и переоформления «царской недвижимости».

В 1776 году резиденцию выкупила Екатерина II и, по заведенной своей предшественницей традиции, презентовала ее своему любовнику – графу Потемкину. Вместе с сооружением фаворит получил 100 000 руб. «на обзаведение хозяйством», которые тут же истратил на переустройство поместья. Силами нового владельца Аничков дворец лишился гавани, а также утратил свою знаменитую разноэтажность и лепнину, зато обзавелся оранжереей с экзотическими растениями. Вволю покутив в новых владениях, Потемкин продал поместье купцу Шемякину, чем, видимо, основательно задел венценосную пассию. Иначе как объяснить тот факт, что императрица вторично выкупила сооружение, вновь вручив его неблагодарному фавориту.

С 1785 г. усадьба на Фонтанке была возвращена в государственную казну, а в 1794 году превратилась в личную царскую канцелярию, из-за чего во дворце в очередной раз провели перепланировку.

С 1803 по 1805 гг. рядом со зданием появились корпуса торговых рядов, нижний ярус которых представлял собой открытую галерею. Проекты новых помещений были разработаны легендарным Д. Кваренги.

В 1809 году резиденция была преподнесена в качестве свадебного подарка сестре Александра I, которая оказалась весьма предприимчивой дамой. После смерти первого супруга августейшая особа вновь продала Аничков дворец в казну за фантастическую по тем временам сумму – 2 000 000 руб.

В 1817 г. имение перешло к Николаю I, на тот промежуток времени еще ходившему в великих князьях. Очередной владелец не упустил возможности внести и свой скромный вклад в оформление дворца. На этот раз ответственным за проект назначили К. Росси, который построил на дворцовой территории Сервизный корпус и два садовых павильона. Из внутренних помещений изменениям подверглись Танцевальный зал, Диванная и Музыкальная комнаты, кабинет и Будуар.

С 1830 года Аничков дворец стал средоточием светской жизни и придворных сплетен Петербурга – в залах императорской усадьбы проводились почти все крупные столичные балы.

Начиная с 1842 года, резиденция успела побывать в собственности у Александра II и Александра III, и, наконец, именно в ее стенах прошло детство императора Николая II. К тому времени здание далеко шагнуло вперед в плане комфорта – в него провели водопровод и оснастили канализацией. Ну а последней владелицей Аничкова дворца стала супруга Александра III – Мария Федоровна.

После Октябрьской революции «буржуйское наследие» на Фонтанке национализировали, поочередно размещая в его помещениях то всякие бесполезные министерства, то музеи. Скоро все более-менее ценное имущество Аничкова дворца ушло с молотка, а само здание было переоборудовано в Дворец пионеров.

С началом Великой Отечественной в корпусах усадьбы располагался военный госпиталь, просуществовавший полтора года. Во время артобстрела осенью 1941 года на его территорию попал снаряд, уничтоживший зимний сад.

В 1990 году Дворец пионеров переименовали в Дворец творчества юных, которым он и остается до сих пор.

Интерьеры Аничкова дворца

Стандартная экскурсия начинается с парадного входа и дворцовой лестницы. Убранство этой части Аничкова дворца сравнительно скромное – лепнина, декоративные вазоны, колонны из зеленого мрамора, поддерживающие потолочные своды. Отсюда можно попасть в переднюю, где раньше в ожидании императора томились титулованные посетители. Помещение отделано зелеными панелями, а окна прикрывают шторы в тон. Единственным декоративным элементом, напоминающим о былой роскоши этого зала, является изящная люстра с основанием в виде ананаса. В середине XIX века в приемной было отгорожено отдельное помещение, где располагалась площадка для подъемной машины – предка современного лифта. Перед Великой Отечественной войной эту перегородку снесли, полностью уничтожив машину и замаскировав следы ее присутствия новым расписным перекрытием и двумя колоннами.

Разрушенный во время немецких обстрелов зимний сад уже давно восстановлен. В просторном зале с широкими окнами, как и сотни лет назад, разрастаются пальмы и монстеры, среди которых прячутся скульптуры Вакха, Амура и других античных персонажей.

Почти в неизменном виде сохранились интерьеры дворцовой библиотеки, имеющей нестандартную восьмиугольную форму. Обшитые дубом стены, резной балкон-галерея, книжные шкафы и изысканные, украшенные орнаментом деревянные ниши составляют основную часть убранства этого помещения. Имеются здесь и потайные дверцы с лесенками, в свое время бывшие безмолвными свидетелями императорских секретов и шалостей. Единственный элемент библиотечного интерьера, который был полностью утрачен после национализации дворца, – это витраж с гербом Российской империи.

Самым дорогим с визуальной точки зрения помещением Аничкова дворца традиционно считается Золотой зал, оформленный в классическом барочном стиле, – беспощадном в своей вычурности и бьющей по глазам роскоши. Затянутые блестящим желтым штофом стены, зеркала в человеческий рост в позолоченных рамах и обилие мелких декоративных элементов в той же цветовой гамме дружно балансируют на грани китча.

Торжественно и вместе с тем романтично смотрится Малиновая гостиная с огромным зеркалом и затейливыми потолочными барельефами, принадлежавшая когда-то Марии Федоровне. Из нее же можно попасть в следующий зал дворца – Голубой, внутреннее оформление которого не отягощено килограммами причудливой лепнины и выполнено уже в более спокойных тонах. Увидеть необычные светильники и люстры причудливой формы можно в Торшерном зале, а в Танцевальном (Белоколонном) стоит пофантазировать на тему николаевских балов. Если верить историкам, именно на них любила приезжать Наталья Гончарова, чем изрядно злила своего гениального супруга. Ценителям народного творчества будет интересно заглянуть в бывшие царские гардеробные: императорских нарядов вам тут не покажут, зато продемонстрируют настенную роспись в палехском стиле на тему сказок А. С. Пушкина и М. Горького.

Посетителям

Туристам-одиночкам вход в помещения Аничкова дворца закрыт. Попасть сюда можно только с организованной экскурсией (от 10 до 25 чел.), купив билет в кассе, либо оставив предварительную заявку по e-mail. Оговорить время посещения архитектурного памятника можно по телефону: 310-93-80, а также написав на адрес электронной почты музея: [email protected]. Кроме того, чтобы не портить напольное покрытие помещений, придется обзавестись сменной обувью или бахилами: последние можно купить прямо во дворце. Стоимость взрослого «пропуска» в императорскую резиденцию составляет 200 руб., детского – 80 руб. Иногда маршрут путешествия может меняться из-за проводимых в здании мероприятий и плановых реконструкций.

  • В Аничковом дворце имел собственные апартаменты В. А. Жуковский, состоявший воспитателем при малолетнем Александре II.
  • В разное время молодежные секции дворца посещали такие знаменитости, как Сергей Юрский, Борис Спасский, Елена Образцова, Алиса Фрейндлих, Дмитрий Медведев и Станислав Жук.
  • В конце XIX столетия в дворцовых залах демонстрировались первые немые киноленты.
  • Перед главным зданием усадьбы растет береза, которую посадили советские космонавты Г. Титов и В. Комаров.
  • Одна из городских легенд утверждает, что в Аничковом дворце обитал призрак Белой Дамы, обожавшей беседы с русскими императорами. Согласно общеизвестной байке, именно Белая Дама предсказала Николаю II его трагическую судьбу.

Как добраться

Адрес Аничкова дворца: Россия, г. Санкт-Петербург, Невский проспект, 39.

Самый простой способ добраться до Аничкова дворца – поездка на метро. Выходите на станциях «Гостиный двор» или «Маяковская» и прогуляйтесь по Невскому проспекту в направлении Фонтанки, то есть ориентируясь по убывающей нумерации домов.

Есть в северной столице России очень красивое здание - Аничков дворец, - сооружение, являющееся объектом культурного наследия РФ. Оно расположено за Аничковым мостом, на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Его начали строить в 1741 г. после восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, а в последующем нередко перестраивали. В строительстве, отделке дворца принимали участие такие известные всей России архитекторы как М.Г.Земцов, Б.Ф.Растрелли, И.Е.Старов, Дж.Кваренги, К.И. Росси и др. Сегодня в этом здании расположен Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных.
Великолепный памятник русской культуры XVIII-XIX вв. помимо своих архитектурных достоинств является типичным образчиком монаршей любви династии Романовых друг к другу. История дворца - яркое свидетельство того, во имя кого и для чего создавался монархический строй. И не только в России.
А теперь немного истории. В августе 1741 г. царица Елизавета купила в С.-Петербурге у лесоторговца Д. Лукьянова обширный участок земли, к которому присоединила смежные участки и повелела построить здесь дворец для своего фаворита Алексея Разумовского, с которым была тайно обвенчана. А.Г.Разумовский являлся выходцем из Малороссии и пел в церковном хоре императрицы Анны Иоанновны. Как писал польский историк К.Валишевский «красавец хохол бывал иногда «буен во хмелю», но буйство ограничивалось только сокрушением мебели» (2). Впрочем, морально-нравственный облик династии Романовых не является предметом настоящей статьи; в современной России Романовым придан ореол религиозной святости. Поэтому оставим в стороне распутство, тайные браки, незаконнорожденных детей, убийства, пострижение в монастырь и др. деяния семьи Романовых. Пусть церковь молится за грешных и заблудших!
Продолжим историю Аничкова дворца. После рассмотрения более десятка проектов, императрица Елизавета разрешила начать строительство дворца. И он действительно вышел на славу! Главным своим фасадом сооружение было обращено к Фонтанке. Особым каналом Фонтанка была соединена с гаванью, которая была устроена посередине парадного дворца. По обеим сторонам канала были возведены две галереи-колоннады, а над корпусом дворца, выходившим к нынешнему Невскому проспекту - обширный висячий сад. По каналу гости подплывали на шлюпках к ступеням дворца, где их встречали многочисленные слуги.
Рядом с дворцом, на месте Александринского театра, в царствование Елизаветы был сооружён павильон, в котором размещалась картинная галерея, проводились балы, концерты и маскарады. Вдоль Невской першпективы (нынешний Невский проспект) от Аничкова дворца тянулся пруд с насыпанными берегами. А на месте нынешней Национальной библиотеки («Публичка») были построены теплицы и оранжереи. Прислуга дворца проживала в здании на Садовой улице. Весь это дворцовый комплекс, принадлежавший любовнику и тайному мужу императрицы, как наверное понимает читатель, стоил немалых средств и трудозатрат «блистательной империи» дома Романовых.

Аничков дворец, 1749-1750 гг.

В 1767 г. Алексей Разумовский продал Аничков дворец в казну, и новая императрица, Екатерина II, подарила его уже своему фавориту - Григорию Потёмкину. Тот, однако, через некоторое время перепродал полученный подарок купцу Н. Шемякину. Но верная тайная жена Г.А. Потёмкина (вот они любящие жёны!) Екатерина II, проявив поистине монаршую любовь, выкупила Аничков дворец и снова подарила его своему фавориту. При этом архитектор И.Е. Старов произвёл в нём значительные перестройки в духе раннего классицизма, позволившие светлейшему князю устраивать здесь роскошные празднества, вызывавшие зависть у иностранцев. Однако в «золотой век России» денег почему-то не хватало не только у простонародья, но и у высокопоставленных придворных. В итоге Г. Потёмкин, ссылаясь на «острую нужду», в 1785 г. вновь продал Аничков дворец, но на этот раз - в царскую казну.
Чиновники долгое время не знали, как использовать обширные помещения дворца. В результате, сначала сюда был переведен Кабинет Ее Величества, а позже – Дирекция императорских театров. Архитектор Дж. Кваренги возвёл перед дворцом два отдельных здания и в 1809 г. Александр I подарил дворец своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с принцем Г. Ольденбургским. Здание дворца при этих владельцах перестраивал зодчий Л. Руска. В 1816 г. Екатерина Павловна вторично вышла замуж за наследного принца В. Вюртенбергского (Г. Ольденбургский умер в 1812 г.). Перед отъездом к мужу за границу она продала дворец в казну за 2 000 000 рублей. С этого времени дворец стал собственностью императорской фамилии.

Аничков дворец, 1810-е гг.
В 1817 г. Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к предстоящей свадьбе. После этого уже знаменитый К.И. Росси в 1817-1818 гг. перестраивал многие дворцовые помещения. Кроме того, архитектор построил т.н. Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад (при участии А.А. Менеласа и И.А. Иванова). В 1818 г. Росси оградил комплекс от расположенной возле него Театральной площади (ныне площадь А.Н. Островского) чугунной решёткой, а саму площадь очистили от лишних строений. Наследник престола остался довольным.
В 1825 г. Николай Павлович стал императором, а на следующий год присвоил Аничкову дворцу статус императорского. Дворец называли «собственным Его Императорского Величества». В Аничковом дворце походили грандиозные торжества, участие в которых, часто против своего желания, должна была принимать чета Пушкиных.
Следующим хозяином Аничкова дворца в 1841 г. стал великий князь Александр Николаевич (будущий Александр II), которому он был подарен отцом на свадьбу. В 1853 г. сюда были проведены водопровод и канализация.
После смерти Николая I в 1855-1860-х годах в усадьбе жили вдовствующая императрица Александра Фёдоровна и великий князь Николай Николаевич, которому строили собственный дворец. В 1865 г. над Аничковым дворцом работал архитектор Жибер для наследника престола, сына Александра II, великого князя Николая Александровича. Но Николай Александрович неожиданно умер. После этого дворец стал резиденцией великого князя Александра Александровича, будущего Александра III. Дворцовый комплекс был подарен ему на свадьбу Александром II. Здесь же состоялась свадьба великого князя и датской принцессы Дагмары (будущей императрицы Марии Фёдоровны). Александр III часто жил в Аничковом дворце, опасаясь террористов. В 1868-1875 гг. над интерьерами дворца работал И.А. Монигетти.

Аничков дворец

В Аничковом дворце прошло детство будущего императора Николая II. 1874-1875 гг. архитектор К.К. Рахау сделал новый парадный подъезд в виде аркады, а над ним возвёл зимний сад. В 1886 г. в Аничковом дворце работал архитектор М.Е. Месмахер. В 1885-1886 гг. заложили аркаду первого этажа здания Кабинета (архитектор Н.А. Шильдкнехт).
Последней хозяйкой дворцового комплекса была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. При ней продолжилась перестройка зданий дворца. В частности, в здании Кабинета Е. И. В. в 1915-1916 гг. архитектором А.Я. Белобородовым был устроен парадный зал в неоклассических формах. А в 1914 г. помещения дворца в последний раз увидели царствующих особ во всем их великолепии, в церкви Аничкова дворца состоялось венчание племянницы Николая II великой княжны Ирины Александровны и князя Ф.Ф. Юсупова.


Аничков дворец

Сразу после революции Аничков дворец национализировали. В 1918-1935 гг. во дворце создали Музей города (предшественник Музея истории Петербурга). В 1937 г. по инициативе С.М. Кирова здесь был открыт Дворец пионеров, самый большой в СССР. Для этого в 1936-1937 гг. Аничков дворец реконструировался по проекту архитекторов А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского. Здесь был создан кинозал, две комнаты отдыха расписаны мастерами из Палеха на мотивы произведений А.С.Пушкина и А.М.Горького. Открылось более сотни детских кружков. Особенно знаменитым стал шахматный, который посещали В.Корчной, Б. Спасский, М. Тайманов. Воспитанниками дворца стали будущие академик Н.П. Бехтерева, летчики-космонавты Б.А. Шаталов и Г.М. Гречко, артисты С. Юрский, А. Фрейндлих, Е. Образцова и др. В советское время работа Дворца пионеров не прекращалась даже в годы блокады города немецко-фашистскими захватчиками. Ленинградская ребятня провела здесь самые интересные годы своего детства...

История Аничкова дворца, это история России в микроскопическом виде. Трудно даже представить, во сколько обошёлся нашему народу один единственный дворец, который покупали и продавали, строили и перестраивали, естественно, за государственный счёт и народные деньги. Сколько человеческих жизней, материальных и финансовых средств, было затрачено на удовлетворение «вкусов», причуд и прихотей монарших особ, трепетно, как любят говорить сегодня, «любивших Россию». И только советская власть положила этому конец - дворец был передан детям. А ведь сколько подобных дворцов и дворцовых комплексов, парков, зданий и сооружений принадлежало многочисленной семье Романовых, содержать которые призвана была «благодарная Россия».
Сегодня, когда некоторая часть российских граждан вдруг возлюбила институт монархии, питая необъяснимое, почти религиозное чувство уверенности в «справедливость» и «доброту» царского строя, стоит вспомнить и о крепостничестве, и о сословном обществе с "чернью" и "господами", и об отсутствии каких-либо политических свобод в императорской России, заменить которые были призваны расстрелы, тюрьма и каторга. Наконец стоит вспомнить и о том, во сколько обходилась народу императорская семья и их ближайшие родственники. Что касается монаршей любви, то направлена она была в первую очередь на самих себя, о чём так красноречиво свидетельствует история Аничкова дворца С.-Петербурга.


Аничков дворец сегодня