Автобусное сообщение в германии. Наказание за безбилетный проезд

Основным фактором неуклонного экономического роста Германии является интенсификация и модернизация производства, что требует не только внедрения новых технологий и научных разработок, но и развития транспорта и соответствующей инфраструктуры.

Транспортная система Германии

Рынок и рыночные отношения немыслимы без взаимодействия производителей и потребителей товаров и услуг. Развитие неразрывно связано с увеличением масштабов внутренней и внешней торговли. Времена, когда неспешная Рейна была единственной торговой магистралью, остались в далеком прошлом. Сегодня транспортная система - сложный один из ведущих в мире. На 1 км 2 немецкой земли приходится около двух километров различных дорог и коммуникаций. Основные виды транспорта в Германии:

  • Железнодорожный.
  • Автомобильный.
  • Воздушный.
  • Водный.

Отдельно стоит упомянуть и медленный транспорт - трубопроводный, на долю которого приходится около 4 % всего грузооборота республики.

Железные дороги

Первое регулярное железнодорожное сообщение было открыто в Баварии зимой 1835 года. Паровозный состав курсировал между Нюрнбергом и Фюртом два раза в день, доставляя грузы и пассажиров.

Сегодня по протяженности железных дорог (44 тыс. км) Германия занимает шестое, а по концентрации - первое место в мире. Почти половина из них электрифицирована. Основной грузоперевозчик - концерн DB (Deutsche Bundesbahn), объединивший рельсовые магистрали западных и восточных земель, включает в себя три подразделения: Mobiliti, ведающее пассажирскими перевозками, Logistic (грузовой поток и логистика) и Networks (содержание сферы обслуживания и инфраструктуры). Несмотря на совершенствование подвижного состава и усилия правительства, объем грузооборота постепенно снижается.

Железнодорожный транспорт Германии ориентирован больше на перевозку пассажиров. Развивается парк высокоскоростных экспрессов (ICE), повышается маршрутная скорость (средняя - 240 км/ч, максимальная на маршруте Берлин - Ганновер - до 450 км/ч). Базовая стоимость проезда довольно высока: для вагонов первого класса - 0,41 евро/км, второго - 0,27.

В горных районах страны действуют зубчатые железные дороги. Для развлечения туристов сохранилось несколько маршрутов с паровозными локомотивами и ретро-вагонами.

Автотранспорт

В конце двадцатого века, благодаря развитой сети дорог, включающей более 40 тыс. км федеральных трасс и почти 13 тыс. км автобанов (многополосных магистралей с конструктивным разделением потоков противоположного направления), автомобильный транспорт Германии обеспечивал более 60 % грузоперевозок и до 90 % пассажирооборота страны. По данным Федерального автотранспортного ведомства, общее количество транспортных средств на территории страны приближается к 60 миллионам, при плотности 640 автомобилей на тысячу жителей.

Хотя во многих крупных городах въезд в центральные районы транспорту запрещен, проблемы с парковками очень актуальны. Кроме специально выделенных участков для автомобилей водителей-инвалидов, существуют отдельные парковочные места и для машин, управляемых представительницами прекрасной половины человечества.

Германия - единственная европейская страна с отсутствием скоростных ограничений при движении по автобанам. На остальных дорогах разрешенная максимальная скорость 100 км/ч, в населенных пунктах - 50 км/ч.

Воздушное сообщение

Авиационный транспорт Германии кратко можно охарактеризовать рекламным слоганом крупнейшего воздушного перевозчика компании Lufthansa - лучший способ летать!

Небесные пути грузам и пассажирам были проторены в 1909 году компанией "Германские дирижабли". Самый известный "Граф Цеппелин" совершил 590 коммерческих рейсов в различные части света, преодолев более полутора миллиона километров. Развитию внутренних и внешних авиалиний способствовала фирма "Юнкерс", начавшая массовое производство пассажирских самолетов еще в первой половине ХХ века.

Сегодня Германии связывает крупные центры республики с другими странами мира (доля внутренних рейсов очень незначительна). Самый крупный из 16 международных аэропортов, занимающий по грузообороту первое место в Европе, находится в г. Франкфурт-на-Майне.

Водные пути

Судоходные трассы на территории республики имеют общую протяженность около 7 тыс. км. Объем перевозимого по ним груза достигает 260 млн. тонн в год. Лишь третья часть приходится на внутригосударственные перевозки. Важной транспортной артерией является Рейн. Регулярное пароходное сообщение по нему было налажено еще в конце 90-х годов позапрошлого века. В настоящее время по Рейну ежедневно курсируют до 120 судов. со сложными шлюзовыми системами связывают его с Дунаем, Эльбой, Роной и Везером.

Морские порты Германии имеют очень невыгодное географическое положение и значительно удалены от основных индустриальных районов. Поэтому основная международная торговля ведется через нидерландские гавани в устье Рейна, доля которых во внешнеторговом грузообороте Германии больше, чем у всех портов республики.

Городские сообщения

Общественный транспорт в Германии имеет самую развитую и эффективную инфраструктуру в Евросоюзе. Представлен следующими подразделениями:

  • Метро. Функционирует в 19 крупнейших городах. Самая разветвленная и старейшая сеть, основанная в 1902 году, принадлежит Берлинскому метрополитену (10 линий, 173 станции).
  • Надземные пригородные поезда. Хотя и образуют самостоятельную транспортную сеть, но схемы движения во многих городах тесно увязаны с "подземкой".
  • Автобусы и трамваи. Автобусное движение прекрасно организовано. Остановочные пункты можно найти по литере "Н", зеленого цвета. Большинство остановок оборудованы информационными экранами, отображающими время прибытия автобусов. Трамвайное сообщение наиболее развито в Восточных землях и в Баварии. Часть маршрутов проложена под землей.

Любители комфорта могут воспользоваться услугами многочисленных таксомоторных фирм или взять автомобиль напрокат.

Есть альтернатива!

Вдохновленные примером соседей - датчан и голландцев, свою "педальную революцию" провели и немцы. Отправной точкой в 2002 году стал национальный план развития велотранспорта. В течение десятилетия была создана разветвленная сеть D-Netz, в основе которой 12 федеральных велодорог, общей протяженностью 10,2 тыс. км. Велосипедный транспорт Германии стал равноправным сегментом инфраструктуры страны.

Постоянно совершенствуемое сервисное обслуживание на трансрегиональных велотрассах, сделало комфортным велосипедные путешествия, и с каждым годом прибыль от такого вида туризма стремительно растет.

С 2008 года на развитие различных велопроектов федеральным бюджетом ежегодно выделяется около 3 миллионов евро, а в качестве дивидендов - положительные эффекты в сферах охраны здоровья населения и окружающей среды, безопасности дорожного движения.

Немного об электромобилях

Характерные черты развития транспорта Германии и промышленности в целом - минимизация, а в перспективе и ликвидация зависимости экономики страны от импорта энергоносителей. Именно поэтому Германия является безусловным лидером среди европейских стран по развитию электромобильного транспорта. И если в 2011 году парк электромобилей состоял всего из 2,3 тыс. машин, то, по планам властей, к 2020 году их число достигнет миллиона, а в течение последующего десятилетия увеличится еще в шесть раз.

Решение обещает быть комплексным: параллельно будет развиваться и необходимая структура - выделение отдельных полос для движения, специализированных парковочных мест, создание сети пунктов для подзарядки аккумуляторов. Владельцы электромобилей уже сейчас освобождаются от уплаты транспортных взносов на 5 лет, а в дальнейшем этот срок увеличится в 2 раза.

Бизнес-сообщество Германии и правительство планируют выделить на реализацию этих амбициозных планов 18 млрд евро.

Основные направления развития

Индустрия и транспорт Германии в полной мере используют для модернизации своих структур и технологий достижения научно-технического прогресса.

Немецкие фирмы наращивают объемы выпуска электровелосипедов, в которых движителями выступают мотор-колеса с мощностью до 300 Вт. Отказ от трансмиссии значительно повышает эффективность электропривода. Применение никель-металлогидридных аккумуляторов позволит увеличить запас хода без подзаряда до 50 км.

Продолжается совершенствование железнодорожного транспорта высшего класса, предназначенного для международных маршрутов. Ведутся поиски альтернатив поездам с распределенной тягой, так как комплектное техническое обслуживание целого состава мотор-вагонов связано с определенными трудностями.

Несмотря на многоплановость, сложность и капиталоемкость процессов, транспорт Германии стремится соответствовать перспективным требованиям промышленности страны и общества, с соблюдением всех экологических норм и требований, которые день ото дня становятся все жестче.

Типы билетов общественного транспорта

  • Проездной на месяц на все виды транспорта - 40 EUR
  • Разовый билет на все виды транспорта, действительный 2 часа с момента покупки - 2 EUR.
  • Билет Kurzstreckentarif, дающий право проехать шесть остановок на автобусе или три на метро или пригородном поезде, - 1,5 EUR за один и 4,5 EUR за четыре билета.
  • Билет на один день - 7,5 EUR
  • Групповой (двое взрослых, трое детей) билет на один день - 12 EUR
  • Групповой (двое взрослых, трое детей) билет на неделю - 20 EUR
  • Карточка WelcomeCard, по которой один взрослый и три ребёнка могут ездить на всех видах транспорта, а также бесплатно или со скидкой в 50% посетить музеи, театры и экскурсии - 8 EUR на один день, 15 EUR на два дня

При оплате проезда в Германии имейте в виду, что:

  • Все билеты можно приобрести в специальных автоматах на станциях транспорта
  • Билеты компостируются в красных автоматах на платформе
  • Метро начинает работать в 4:00, заканчивает между полночью и часом ночи
  • Вход в автобус через переднюю дверь, оплата проезда у водителя
  • Расписание пригородных поездов и поездов дальнего следования объединено в одну систему. Подробности можно узнать на сайте .

Такси в Германии широко распространено, его спокойно можно нанять прямо на улице. А можно - на стоянке или вызвать по телефону. Стандартная стоимость поездки 7 EUR. 1 километр дороги обычно стоит 1 EUR плюс 1.50 EUR за включение счетчика. Поездки меньше двух километров или короче пяти минут оплачиваются по отдельному тарифу. Для женщин действуют скидки после 20:00.

Благодаря отлично развитому воздушному и наземному транспорту добраться до Германии из любого города мира не составит особого труда. Способов путешествия в эту страну существует большое количество: на самолете, на поезде, автомобиле и даже на морском и речном транспорте.

Ретро автобус в Германии (Фото © pxhere.com / Лицензия CC0 Public Domain)

Крупнейшие международные аэропорты Германии:

  • Рейн-Майнский аэропорт во Франкфурте-на-Майне – главные воздушные ворота страны и крупнейший аэровокзал Германии. Через этот аэропорт проходит множество международных и транзитных рейсов, следующих в различные страны мира.
  • Берлин-Бранденбург – новый аэропорт, расположенный в окрестностях Берлина на территории коммуны Шёнефельд.
  • Аэропорт Мюнхена имени Франца-Йозефа Штрауса – второй по величине пассажирооборота аэровокзал Германии.
  • Аэропорт Кёльн/Бонн имени Конрада Аденауэра , расположенный в 15 км от центра Кёльна и в 16 км от Бонна.
  • Аэропорт Гамбурга , расположенный в 8,5 км от центра города.
  • Аэропорт Штутгарта , расположенный в 12 км к югу от центральной части города.

Крупнейшие авиакомпании страны:

  • Lufthansa – национальный немецкий авиаоператор, обслуживающий большинство внутренних и международных направлений страны. Компания обладает превосходными показателями по безопасности. Lufthansa также управляет двумя дочерними авиакомпаниями – региональной компанией Lufthansa Regional и лоукостом Eurowings.
  • AirBerlin – вторая по величине авиакомпания Германия, управляющая сетью внутренних и международных рейсов. В 2007 году компания объявила о своем банкротстве.
  • Germanwings – лоукост-компания, базирующаяся в международном аэропорту Кёльн/Бонн. Авиакомпания обслуживает внутренние и международные рейсы.

Чтобы сэкономить деньги на перелете, лучше всего приобретать билеты на самолет заранее. Оптимальным временем для покупки будет 8 недель до поездки. Кроме того, авиабилет обойдется дешевле, если вылет осуществляется в середине недели (вторник-четверг), в низкий сезон (конец октября – начало апреля) и в неудобное утреннее или ночное время.

Железнодорожный транспорт

Основным железнодорожным перевозчиком в Германии является компания Deutsche Bahn . Компания предоставляет услуги по пассажирским и грузовым перевозкам, как по территории страны, так и за ее пределы. Из крупных городов Германии можно быстро и с комфортом доехать до Нидерландов, Польши, Чехии, Латвии, Австрии и других стран Европы.

В Германии существует несколько типов поездов, которые различаются уровнем комфорта и дальности пассажирских перевозок. На дальние расстояния курсируют поезда:


На небольшие расстояния:

  • RegionalBahn (RB) – региональные поезда, курсирующие на короткие расстояния.
  • RegionalExpress (RE) – региональные поезда на средние расстояния.
  • S-Bahn – городские и пригородные электрички.

Билеты на железнодорожный транспорт можно купить в офисах компании Deutsche Bahn и в специальных автоматах, установленных на каждом вокзале страны.

Если планируется большое количество поездок по Германии и близлежащим странам, в данном случае лучше взять специальный проездной на железнодорожный транспорт:

  • Eurail Global Pass – неограниченное количество поездок в первом классе, предоставляемое на срок от 15 дней. Проездной стоит от 549 евро.
  • Eurail Select Pass – проездной на 5-10 дней путешествий, в продолжении которых можно посетить 3-5 близлежащих от Германии стран. Стоимость проездного – от 296 евро.
  • Eurail Regional Pass – поездки на 5-10 дней по двум соседним странам. Минимальная стоимость проездного – 249 евро.
  • InterRail Global Pass – неограниченные поездки по 30 европейским странам на протяжении 15-22 дней. Минимальная стоимость проездного – 267 евро.
  • InterRail Germany Pass – поездки по стране на протяжении 3-8 дней. Стоимость проездного – от 205 евро.

Стоит отметить, что путешествующие вместе группы, состоящие из 2-5 человек, получают 15% скидки на проезд.

Общественный транспорт

Городской транспорт Германии представлен автобусами, легкорельсовыми городскими трамваями (Straßenbahn), пригородными электричками (S-Bahn) и скоростным метро (U-Bahn). Тарифы едины для всех видов транспорта. Стоимость проезда зависит от количества пересекаемых тарифных зон. Чтобы сэкономить на проезде, существует множество проездных и туристических карт.


Автобус на дорогах Германии (Фото © pxhere.com / Лицензия CC0 Public Domain)

Сеть пригородных и городских электропоездов более распространена, чем метро. U-Bahn есть только в крупнейших городах страны – Берлине, Мюнхене, Франкфурте, Нюрнберге и Гамбурге.

Германия может похвастаться одной из самых длинных трамвайных сетей в мире. Трамваи есть практически во всех крупных и небольших населенных пунктах. Единственным крупным городом в стране, где нет трамвая, является Гамбург.

Местные и региональные автобусы курсируют в большинстве городов страны. Однако если есть выбор поехать на автобусе или поезде, лучше всего отдать предпочтение последнему варианту. Автобусы едут намного медленнее, чем железнодорожный транспорт, к тому же они загрязняют окружающую среду.

Автомобили

Германия располагает одной из самых плотных сетей автомобильных дорог в Европе. Общая протяженность скоростных автобанов составляет 12550 км, а федеральных трасс – 40700 км.

Если приезжать в Германию на собственном автомобиле, то с собой необходимо иметь:


Арендовать автомобильный транспорт в Германии можно в практически любом городе страны. Пункты аренды чаще всего расположены в аэропортах и на вокзалах. Для аренды необходимо иметь при себе: паспорт и водительское удостоверение международного образца. Стаж вождения должен составлять не менее 3-х лет. Стоимость аренды в среднем составляет 40-60 евро в день.

Велосипед

Привезти с собой велосипед в Германию не так дорого, как кажется. Большинство поездов РЖД дальнего следования предоставляют возможность перевозки велосипедов, которые были предварительно разобраны и упакованы в надлежащем виде. Европейские международные поезда также позволяют перевозить велосипеды. За перевозку данного вида транспорта Deutsche Bahn берет всего 10 евро.

Арендовать велосипед можно в большинстве населенных пунктов Германии, в том числе и в селах. Как правило, офисы компаний по прокату открыты возле вокзалов и основных туристических объектов. Стоимость аренды данного вида транспорта варьируется от 7 до 20 евро в сутки.


Велосипедисты на дорогах Германии (Фото © pxhere.com / Лицензия CC0 Public Domain)

На велосипеде можно передвигаться по специальным велосипедным дорожкам и любым другим дорогам, кроме автобана. Велосипедисты подчиняются тем же правилам дорожного движения, что и автомобилисты. Шлем надевать не обязательно, но для собственной безопасности сделать это все-таки стоит.

Велосипед можно перевозить в большинстве видов общественного транспорта. Однако для него необходимо покупать отдельный билет (Fahrradkarte).

Подробнее о транспортной системе Германии смотрите в видео по ссылке ниже:

(Фото сверху © pxhere.com / Лицензия CC0 Public Domain)

Как мы экономим на отелях до 25%?

Все очень просто – мы используем специальный поисковик RoomGuru по 70 сервисам бронирования отелей и квартир с наилучшей ценой.

Бонус на аренду квартир 2100 рублей

Вместо отелей можно забронировать квартиру (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com , очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир с бонусом 2100 рублей при регистрации

Транспортная система воссоединившихся не так давно ФРГ и ГДР славится надежностью и безопасностью. Скрупулезные немцы, старающиеся любое дело выполнять качественно и в срок, по праву считают свои дороги лучшими в мире. Отличные железные дороги, автобусные маршруты и знаменитые автобаны соединяют города Германии. Поездка на любом виде транспорта не принесет пассажиру ничего, кроме истинного удовольствия.

Общественный транспорт Германии и авиаперевозки…

В крупных городах вы найдете разветвленные сети метрополитенов , пользоваться которыми очень удобно. При желании сотрудники метро вызовут для вас по телефону такси . Интересно, что для очень коротких поездок, длящихся менее пяти минут, предусмотрен специальный тариф.

Некоторые, однако, предпочитают пользоваться исключительно автобусами . Автобусы в Германии считаются самым бюджетным видом транспорта. Купить билет на автобус дальнего следования можно непосредственно перед поездкой на автобусном вокзале.

Помимо «Люфтханзы », самой известной немецкой авиакомпании , существуют еще «Эйр Берлин» и «Циркус Эйрлайнс» — все они отличаются надежностью и пунктуальностью. «Люфтханза» обеспечит перелет в любой крупный германский город и переправит пассажиров за рубеж. Если вы собрались путешествовать по стране, как бы вам ни хотелось сэкономить время, предварительно сравните цены на поезд и на самолет, так как разница может быть довольно значительной.

Велосипед и водный транспорт в Германии

В Германии дорожки для велосипедистов найти весьма легко - они обозначены красными кирпичиками. Власти, однако, не любят, когда в центре больших городов курсируют велосипеды. На этом виде транспорта, скорее, выгодней ездить по окрестностям. Практически в любой турфирме Германии вам предложат бесплатные карты велосипедных дорожек.

Водный транспорт получил наибольшее развитие во Франкфурте, Кельне и Дюссельдорфе благодаря наличию здесь крупных водных артерий. Путешественниками востребованы однодневные и трехдневные круизы по Рейну и Мозелю. Есть несколько компаний, предлагающих совершить водную прогулку с остановкой на берегу и дегустацией вин.

Передвижение на автомобиле в Германии

Приятно отметить, что проезд по роскошным автобанам Германии не нужно дополнительно оплачивать. Правда, это касается только путешествующих на легковых автомобилях . Чтобы не огорчать дорожных блюстителей закона, достаточно придерживаться нескольких несложных правил :

* увидев сине-белый знак ,на котором изображены резвящиеся дети,быстро скинуть скорость до 5 км/ч;

* не допускать наличия в крови алкоголя, превышающее значение 0,5 промилле;

* помнить, что обгон справа классифицируется как запрещенное и опасное действие;

* при вынужденных остановках вне специальных площадок устанавливать аварийный треугольник.

Помните, что на автобанах большинство немецких водителей ведут себя достаточно агрессивно. Особо это касается частей дороги, где скорость не ограничена. С особой осторожностью меняйте полосы - г е рманские мотоциклисты могут неожиданно выныривать буквально из ниоткуда. Рекомендуется также оставаться какое-то время на средней полосе, если на правой проезд загораживают нерасторопные водители.

Нюансы, связанные с приобретением билетов

Приобретая железнодорожный билет, обращайте внимание на класс и вид поезда - он может быть скоростным либо региональным. Как правило, разовые билеты отличаются достаточно высокой стоимостью, поэтому лучше будет обратить пристальное внимание на скидочные варианты. При путешествии в близлежащие города и поселки, обязательно изучите предложения местной транспортной системы, так как это обойдется вам в разы дешевле. Дети, не достигшие 6-летнего возраста, пропускаются во все транспортные средства без билета.

Однако существуют обстоятельства, при которых подростку до 14 лет также не потребуется билет, при условии, что сопровождающий его родственник имеет один из следующих документов:

* билет, выданный федералами;

* билет тарифа Sparpreise;

* билет тарифа Normalpreis.

Разовые билеты путешественники могут заказать как на сайте транспортных компаний, так и приобрести их в автоматах. Для этого, конечно, потребуется хотя бы минимальное знание немецкого языка. Если вы совершаете поездки группой или семьей, то выгоднее будет приобрести групповой билет. Не забывайте также пользоваться спецпредложениями на скоростные поезда (такое можете найти в этой ссылке) . А также тут на сайте DB можно найти нужный маршрут, вокзал и узнать цену билета на поезд (ЖМИ). Еще, как вариант, можно покупать билеты сразу на вокзале в специальных автоматах либо у ж/д сотрудников.

Возьмем для наглядности немецкие трамваи и проезд на них. В Берлине проезд на трамвае в один конец будет стоить от 1,70 евро до 3,30 евро в зависимости от зоны, при этом билет будет действовать лишь 2 часа.(цены)

! Подписывайтесь на обновления блога + получи бесплатно книгу с немецкими фразами, + подписывайся на YOU-TUBE канал.. с обучающими видео и видео о жизни в Германии .

ФРГ отличается высоким развитием всех видов транспорта. Страна держит первенство среди стран Европы по протяжённости автострад, по развитию речного транспортного; по густоте сети железных дорог (128 км. на 1000 кв. км.) она уступает лишь Бельгии. Все виды транспорта в основном современны по техническому уровню: автобаны считаются лучшими в Европе, основные направления железных дорог электрифицированы, речной транспорт перестроен в последние годы, а реки «канализированы», в приморских городах строятся приморские порты. Страна покрылась густой сетью авиационных линий; аэропорт во Франкфурте-на-Майне уступает только Лондонскому и Парижскому.

Особенно большую роль играет автомобиль в пассажирских перевозках. Сеть автострад дополняется густой сетью хороших федеральных дорог. Транспортная пере уплотненность в городах стала чрезвычайной. ФРГ держит печальный рекорд в Европе по транспортным жертвам. Но расширение сети автострад требуют новых миллиардных капиталовложений.

Центральное положение страны в западной Европе обуславливает международное значение многих путей, проходящих через её территорию. В последние годы сеть железных дорог внутри государства сокращается, зато увеличивается доля электрифицированных дорог, скорости движения растут. Железные дороги, принадлежащие государству, относятся к убыточным предприятиям. Основная причина этого - льготы на перевозки массовых грузов для крупных монополий. Их не может перекрыть даже большая дороговизна пассажирских поездок.

ФРГ имеет разветвлённую сеть речных путей; она составляет 4400 км. это Рейн с притоками Мозелем, Майном и Неккаром, Везер, нижнее течение Эльбы, и, наконец, на юге - Дунай. Речная сеть дополнена каналами, улучшена зарегулированием некоторых рек. «Канализирование» Неккара открыло для речного флота Юг ФРГ, «канализирование» Мозеля - прямой путь во Францию. Речной флот ФРГ перестроен технически: 9/10 судов самоходные или толкаемые буксирами.

Все внутренние пути (железные дороги, автострады, трубопроводы) сконцентрированы в долине Рейна - важнейшей транспортной оси страны, которая пересекает ею с юга на север. О масштабах работы речного флота на этом главном направлении говорит тот факт, что через Эммерих, располагающийся на границе с Нидерландами, проходит за год почти столько же грузов, сколько принимают и отгружают все морские порты страны.

Для морского флота ФРГ, обслуживающего огромные внешние перевозки, характерно довольно быстрое развитие, а поэтому - хорошая техническая оснащённость. Постепенно меняются и порты. Они должны стать доступными для крупных судов, в частности для супертанкеров, имеет достаточные глубины, хорошую систему связи с хинтерландом. Однако на всём побережье ФРГ, кроме «нефтяного» Вильгельмхафена, нет портов, способных принимать суда водоизмещением 100 млн. т. Главные порты страны - Гамбург, грузооборот которого свыше 50 млн. т., и Бремен - Бремерхафен, имеющий грузооборот около 26 млн. т., - лежат в эстуариях рек Эльбы и Везера. Они способны принимать лишь суда малого тоннажа. Сейчас ведутся углубительные работы, построен канал «Север-Юг», связывающий Гамбургский порт с системой внутренних водных путей, созданы специальные причалы для контейнерных грузов.