Когда лучше всего ехать на сахалин. Суши, шансон и водка: чем живет Сахалин и зачем туда ехать. Южный из окна самолёта

Сначала много буковок (кому-то могут быть полезны), но потом фотки)))

По роду деятельности частенько бываю на острове. Нравится мне он… Климатом, природой, доступностью (и НЕдоступностью) многих красивейших уголков, приветливым народом. Много чем.
После очередной командировки и рассказов о сопутствующих работе похождениях (в основном, рыбалках) жена возьми да и скажи: «А поехали в отпуск на Сахалин на машине?!» Ну и… Поехали!

Волею звезд дата нашего планируемого отъезда совпала с пиком наплыва официальных и не очень работников путины (не путать ударение!), их даже вояки помогали развозить. Хорошо, что изначально допускался разбег по датам. День ИКС пришлось отложить на неделю. Когда же я очередной раз позвонил в транспортное агентство, меня ждал еще один «сюрприз» – ближайшая возможная дата еще на неделю позже планируемой. И дальше лучшего описания, чем опробованный на собственном опыте алгоритм действий по прохождению этого захватывающего квеста, не придумаешь. Хотя, скорее всего, кто не раз уже осуществил такой переезд, имеет свое видение, как и что лучше делать. Надеюсь, для «перворазников» будет интересно и полезно узнать, что:

1. Планирование поездки (и все пункты со 2 по 6) осуществлять не позднее двух недель до даты выезда.
2. Позвонить в агентство «Дальтранссервис» и узнать ближайшую дату, на которую можно подать заявку на паром.
3. Составить заявку в свободной форме с указанием дат отбытия ТУДА и ОБРАТНО, марки и госномера авто, паспортных данных с регистрацией сопровождающих лиц и контактных телефонов.
4. Оправить заявку по факсу или по эл. почте (лучше по факсу, т.к. почту проверяют не сразу) и убедиться, что все приняли и поняли.
5. На следующий день (а может и через два… узнать можно лишь регулярными звонками) заявку обработают и поставят в планирование парома. Тогда же только можно узнать ДАТУ (!!!) и во сколько рублей денег это мероприятие вылилось. БЫТЬ ГОТОВЫМ к тому, что запланируют на день раньше, чем указано в заявке. Бронируется место под авто и пассажирские места для сопровождающих в 4-местных каютах.
6. Если есть желание попасть в 2-местную, позвонить в пассажирскую кассу пароходства и рассказать им историю, что «Дальтранссервис» поставил в бронь авто и сколько-то людей на такое-то число. Объяснить, что хочется в 2-местную каюту. Обещать они ничего не смогут, но нужно попросить записать фамилии в «списки желающих».
7. Перед выездом позвонить в «Дальтранссервис» и узнать, на какое время планируется паром. Запасшись терпением и спокойными нервами, время узнать можно…
8. Поездку спланировать таким образом, чтобы подъехать минимум часа за 4 до парома.
9. ПЕРЕД самым выездом позвонить в «Дальтранссервис» и сказать что выезжаем (назвать фамилии и номер авто). Также позвонить в пассажирскую кассу и тоже подтвердить выезд (напомнить про желание попасть в 2-местную каюту).
10.Даже если этого не сказали делать, ПОЗВОНИТЬ в «Дальтранссервис» с поворота Лидога-Ванино и подтвердить поездку.
11.По приезду в Ванино… Да-да-да… Позвонить в «Дальтранссервис» и узнать, когда можно заехать на территорию порта.
12.Добраться до офиса «Дальтранссервис» в порту, заплатить деньги и оформить проездные документы (Это отдельная ветка квеста… Пояснения диспетчера по телефону, как добраться до офиса могут привести совсем в другой угол порта, поэтому лучше следовать по чекпойнтам на карте).
13.Немного подождать на стоянке около офиса и получить на руки документ. КОНОСАМЕНТ. Именно он дает право заехать и зайти на борт парома. Только теперь можно спокойно выдохнуть.
14.Заехать на паром. Со времени заезда и до выезда авто находится вне доступа. Позаботиться о вещах срочной необходимости на период до суток.
15.Пройти по пирсу до проходной и при проверке документов спросить про каюты. Если выполнены все пункты выше – фамилия присутствует у проводников на верхней палубе (именно там расположены 2-местные каюты) и там скажут номер.
16.После отхода парома доплатить разницу цены.

ВСЕ!!! Квест пройден!

Говоря сразу о дороге назад отмечу, что в Холмске информационное обеспечение о пароме организовано лучше. Диспетчеры «Дальтранссервиса» более приветливы, отвечают на вопросы без интонаций, что ты и так уже все должен знать.

Ну а дальше – свобода!
Благодаря наличию машины в доступности от получаса до 3-х часов езды находятся места, в которые приезжаешь и… отдыхаешь душой и телом. Не знаю, как это описать, но иногда наступает ощущение нереальности происходящего (особенно чувствовалось на перевалах, где с одной стороны виден залив, с другой океан, а перед тобой полянка, на которой рядом растут брусника, ягель, кедровый стланик, лопух и бамбук).

Особых задач мы перед собой не ставили, хотелось побывать в максимуме красивых и интересных мест, в которые может доставить наш авто. Для себя хотелось попробовать словить сильного лосося на лайтовый спиннинг и на нахлыст (что и было осуществлено).

А рассказывать можно долго. Лучше покажу немного фото.

P.S. справочно, вдруг кому поможет в планировании:

Посещено: мыс Евстафия, мыс Великан, мыс Трудный, водопад Клоковский, водопад Айхор, гора Быкова, гора Лягушка, Чертов мост и куча разных бухт, озер и Бог его знает чего еще…
Пройдено 3800 км пути. Средний («по больнице», с учетом трасс, города, перевалов и бездорожья) расход бензина составил 13 л/100 км.
Стоимость АИ-95 на острове – 41 р. 20 коп.
Стоимость перевозки авто и 2-х сопровождающих на пароме – 19800 р. в одну сторону плюс доплата за размещение в 2-местной каюте – 1600 р. за двоих. Цена перевозки авто зависит от его занимаемой площади.
Стоимость съемной квартиры в центре города – от 1500 р./сутки за однокомнатную и от 2500 р./сутки за двушку.

мыс Евстафия, чушки были когда-то на свиноферме, но как она перестала фунциклировать, сбежали и слегка одичали. их пробовали ловить и на шашлык - говорят, невкусные, потому что жрут в основном водоросли... теперь бегают по всей округе, внезапно появляясь из кустов.

перешеек на мысе. в бухте слева все кому не лень собирают чилима, ежей, и ловят камбалу.
справа уже море. лосось, окунь, краб.


по дороге на мыс вполне себе живописные ветряки))

на горе Быкова. обещалась солнечная погода с видами "вон туда и туда и еще вот туда", однако на гору села туча и фотосессия была в стиле "жена ссыльного декабриста"


водопад Клоковский. 3 часа пути от Южного по асфальту вдоль побережья и меж гор.
большой, шумный, настоящий))

хребет Жданко. одно из многих мест по дороге, на которых невольно останавливаешь машину и "залипаешь" на вид.

бухта Тихая. наверное, самое большое (может быть, единственное) разочарование поездки.
мы ее прозвали бухта Затхлая. хотели тут остаться на ночь, а то и на две. уехали через час. может, просто не повезло с чистой водой и контингентом окружающих отдыхающих... хотя по отзывам народа, многие в восторге.

Необычные ландшафты, уникальные геологические памятники, термальные источники и интереснейшие музеи - все это можно увидеть и посетить на Сахалине! Достопримечательности острова манят к себе не только российских туристов, но и путешественников из других стран (в первую очередь, из Японии и Китая). О самых интересных туристических объектах Сахалина мы расскажем в нашей статье. Желаем приятного чтения!

Достопримечательности Сахалина и общее описание острова

Сахалин (японское название - Карафуто) - крупный остров у восточных берегов материковой Азии. От континента он отделен Татарским проливом, а от соседнего острова Хоккайдо - проливом Лаперуза. Административно остров является частью Сахалинской области, в состав которой входит также цепочка слабозаселенных Курильских островов. Общая площадь Сахалина - 76,6 тыс. кв. км. Крупнейший город - Южно-Сахалинск (190 тысяч жителей).

Остров Сахалин - один из самых необычных регионов в России. Он заметно выделяется своей уникальной природой, а удаленность от «большой земли» придает ему еще большего колорита и загадочности. Местные жители уже давно привыкли и к здешним удивительным пейзажам, и к муссонному климату, и к регулярным подземным толчкам. А вот жителям других регионов и стран все это - в диковинку.

К главным природным достопримечательностям Сахалина можно отнести горячие источники, многочисленные озера, реликтовые тисовые рощи, необычные скалы, созданные лавовыми наслоениями. В крупных городах есть ряд музеев с очень интересными тематическими экспозициями. А еще на Сахалине сохранилась уникальная и рабочая узкоколейная ветка железной дороги, аналогов которой нет во всем мире!

Мы составили для вас список из десяти самых интересных достопримечательностей Сахалина (некоторые из них мы детальнее опишем далее):

  • музей истории Сахалинской железной дороги;
  • остров Монерон;
  • Холмский перевал;
  • бухта Тихая;
  • скалы «Три брата»;
  • маяк на мысе Жонкиер;
  • памятник «Погибшим рыбакам» в Невельске;
  • краеведческий музей в Южно-Сахалинске;
  • Чертов мост в Холмске;
  • Природный заповедник «Поронайский».

Остров Монерон

В акватории Татарского пролива, в 50 км от берега Сахалина, находится остров Монерон. Его площадь составляет всего 30 квадратных километров. Но на этой небольшой территории «уместились» две речки, цепь холмов и базальтовых скал, а также с десяток водопадов. Однако главная изюминка острова - лежбища пятнистых тюленей, сивучей и прочих млекопитающих.

Тихая бухта

В заливе Терпения, в пределах Макаровского района острова, есть чрезвычайно уютное и живописное место - бухта Тихая. С трех сторон ее защищают отроги красивейшего горного хребта Жданко. Тихой эту бухту прозвал известный мореплаватель Иван Крузенштерн. В этом красивом месте можно отлично расслабиться и половить рыбу. Идеальную тишину и покой в бухте изредка нарушают лишь чайки, которые с удовольствием проводят время на близлежащих скалах и островках.

Скалы «Три брата»

Эта группа из трех остроконечных скал выступает из морской воды близ Александровска-Сахалинского. Кстати, их же силуэты изображены на гербе этого города. Скалы «Три брата» уже давно стали одним из символов всей Сахалинской области. Вместе с маяком на соседнем мысе Жонкиер они составляют единый туристический комплекс. Особенно эффектно скалы выглядят на закате.

А.П. Чехов и Сахалин

Историко-литературный музей имени Чехова, расположенный в Александровске-Сахалинском, подробно рассказывает о сахалинской каторге, а также о пребывании на острове известного русского писателя. В 1890 году Чехов отправился в длительное путешествие на Восток. Главной целью экспедиции было посещение Сахалина. На острове он проводил перепись населения, пообщался со многими каторжанами, в том числе политическими.

Неким итогом чеховского путешествия на восток стала книга с незатейливым названием «Остров Сахалин». Правда, читать ее довольно скучно, ведь, кроме личных путевых впечатлений писателя, она насыщена детальными статистическими данными.

Сахалин - далеко не самое привлекательное для туристов место. Когда речь заходит о дальневосточной экзотике, то в голове первым всплывает Владивосток или Комсомольск-на-Амуре. Символы природных сокровищ Сибири - Алтай и Камчатка, а ледяного экстрима - Якутия. На деле совершенно не обязательно объезжать полстраны, чтобы увидеть природу разных климатических зон, почувствовать себя на краю света и отведать деликатесов. Достаточно просто приехать на Сахалин.

Почти Япония

Лететь до Сахалина - как до Японии. Широкофюзеляжный забит под завязку - свободных мест нет ни в экономическом классе, ни в бизнесе. Богатых людей на далеком и загадочном острове, судя по всему, хватает и после посадки экс-губернатора Хорошавина и его команды. Ощущения, когда летишь до пункта назначения 8 часов 10 минут и за это время ни разу не покидаешь воздушного пространства родной страны, непередаваемые. Невольно задумываешься, как вообще можно управлять такой территорией из единого центра? Как можно ее освоить?

Когда самолет приземляется в аэропорту Южно-Сахалинска, понимаешь, что освоили мы ее так себе - здание аэропорта небольшое, рейсов в день - всего несколько штук, а закрывается аэропорт едва ли не в обед. О чем можно говорить, если Ту-154 воздушная гавань стала способна принимать лишь в 1985 году. И, тем не менее, аэропорт развивается. Пассажирооборот вырос с 663 тысяч пассажиров в 2008 году до 985 тысяч в 2017 году, а в следующем году обещают открыть новый аэровокзальный комплекс с телетрапами, отелем и многоярусной парковкой.

Примечательно, что строительство аэровокзала будет полностью профинансировано из регионального бюджета. Уровень! Впрочем, то, что Сахалинская область - регион очень богатый, понимаешь быстро. Нашу группу встречает трансфер на нескольких минивэнах бизнес-класса Toyota Alphard. Машины, естественно, подержанные, само собой, с правым рулем, но все равно впечатляют.

В ответ на включение зажигания вспыхивает большой центральный дисплей, мультимедиа-система что-то говорит по-японски, водитель быстро нажимает несколько сенсорных кнопок с кучей иероглифов и включает радио. Из колонок летит шансон. Все-таки это Россия. Двоякое ощущение будет со мной всю поездку: Сахалин невероятно отличается от всего того, к чему мы привыкли в центральной полосе, но при этом умудряется оставаться стопроцентно российским со всеми присущими нашей стране плюсами и минусами.

1 /10

Взять хотя бы трудовых мигрантов. Таких вы по эту сторону Уральского хребта точно не видели. Одетые в одинаковую униформу, они ходят по улицам Южно-Сахалинска строем с вожатым впереди. Дело в том, что на острове, как и в некоторых других регионах к востоку от Урала, роль гастарбайтеров играют северокорейцы, которые прибывают в Россию по договору между КНДР и РФ. Сотрудничество это восходит еще к 1970-м, и в 2017 году было названо рабством.

В действительности же, несмотря на по-настоящему тяжелые условия труда, северокорейцы мечтают оказаться на Сахалине, ведь всего за два-три года работы удается заработать внушительную по меркам КНДР сумму денег. Корейцы получают сущие копейки - не больше 12 000 рублей, но и практически ничего не тратят: живут в трудовых лагерях или общежитиях, централизованно питаются и фактически лишены досуга, так как надолго отлучаться из лагерей не рекомендуется. Правда, каждый рабочий должен отдать часть дохода северокорейскому государству, так что оставшаяся на руках сумма по нашим меркам выходит совсем смешной.

Тем не менее работа за рубежом считается в КНДР весьма престижной, и северокорейцам приходится давать взятки, чтобы на ней оказаться. Сахалинцы корейцами довольны. Иногда, правда, кто-то из них убегает в надежде на свободную жизнь в России, но, как правило, беглецов быстро ловят. В целом же ни о каком национализме или недооценке представителей других народов сахалинцами речи не идет. Тут любят и японцев, которыми многие местные откровенно восхищаются, и корейцев, которых на острове и вовсе три вида: те самые трудовые мигранты из КНДР, доморощенные корейцы (их на острове 5,6 процента населения) и южнокорейцы, которые инвестируют в местный бизнес.

На острове довольно много магазинов, ресторанов, турфирм и автосалонов, которыми владеют японцы и корейцы. Например, дилерский центр Toyota в Южно-Сахалинске открыл один из крупнейших дилеров марки в Японии. А любителям корейской и японской кухни в Южно-Сахалинске и вовсе раздолье - в городе множество ресторанов с аутентичными блюдами этих двух стран. Готовят, естественно, корейские и японские повара, владельцы тоже приезжие. Знание кухни и свежайшие продукты на выходе дают настоящий вкусовой оргазм. Столь вкусные суши и сашими я ел лишь в Токио и Нагое.

Дикий Восток

Сколько бы ни было японских товаров в супермаркетах Южно-Сахалинска, как бы ни были умны унитазы в отелях города, но сойти за Японию, пусть и провинциальную, у острова не получается. Слишком силен разрыв между богатыми и бедными. В центре Сахалина ничего нет. Жизнь есть на самом севере, где на шельфе добывают газ и нефть, и на юге, который был освоен за время японского правления с 1905 по 1945 годы.

Во время Японского правления на Сахалине было построено достаточно большое количество синтоистских культовых сооружений. На фото - взморские тории храма Хигаси Сираура Дзиндзя, что в местечке Взморье.

Сейчас большая часть полумиллионного населения острова живет на юге, но все деньги на севере. Добыча углеводородов и приводит к колоссальному разрыву в доходах и появлению статистики, которая создает ложное впечатление об острове. Например, средняя зарплата на острове на 44 процента выше, чем в среднем по стране, и близка к столичной. А в том, что касается ВРП (валовый региональный продукт), то по этому показателю Сахалинская область и вовсе находилась в 2015 году на уровне Великобритании. Москва, чтобы вы понимали, находилась на уровне Испании, а Московская область - Бразилии.

В действительности же на острове есть либо поднявшиеся на нефтяных деньгах нувориши, либо получающие не более 25 тысяч рублей бедняки. В поселках полно вызывающе скромных домов, а всевозможные сараи, гаражи и прочие подсобные помещения зачастую сделаны из морских контейнеров. При этом в Южно-Сахалинске я впервые в жизни стоял на светофоре, на котором автомобили Toyota Land Cruiser были абсолютным большинством - из 13 машин 11 представляли именно эту модель.

Вообще, внедорожники и пикапы Toyota - короли местного автопарка. Праворульные и проданные через официального дилера, привезенные из Америки и с Ближнего Востока, многочисленные Land Cruiser и Hilux всех поколений, Kluger и Highlander, Tundra и Sequoia, а также экзотический даже в Америке FJ Cruiser встречаются тут и там. Сахалинцы рассказывают, что на острове даже встречаются Toyota Mega Cruiser - эдакий японский «Хаммер», причем именно в армейской версии.

Свои автомобили Сахалинцы тюнингуют так, что улицы порой напоминают съемочную площадку очередной части франшизы «Форсаж». Если у вас внедорожник, значит, вы просто обязаны подготовить его для тяжелого бездорожья: лифт подвески, силовые бамперы, веткорезы, экспедиционный багажник и лебедка. Если же вы ездите на седане, купе или универсале, то не обойтись без занижения, огромного глушителя, красивых дисков и аэродинамического обвеса. И то ли сказывается близость Японии, то ли природный вкус, но выглядят все эти тюнингованные машины вполне гармонично и стильно.

Меня удивили другое - на спортивного вида легковых машинах ездят мужчины старше 40, а вот молодежь предпочитает внедорожники. Возможно, дело в том, что не обремененные семьей и детьми ребята много времени проводят на природе в различных походах, где нужна серьезная проходимость. Во всяком случае, в лесах южной части острова мы регулярно встречали компании молодых людей, с энтузиазмом штурмующих бездорожье.

Вид на бухту Тихая с окрестных гор. Пляж в бухте неоднократно признавался лучшим на острове.

На Сахалине вообще очень трудно отгородиться от природы. Вот и наш лагерь переехал подальше от рек на берег бухты Тихой, хотя первоначально размещаться мы планировали в глубине острова, где не так чувствуется ветер. Но местные отговорили - нерест лосося помешал. Если вы смотрели многочисленные фильмы про дикую природу, то знаете, что лосось возвращается нереститься в родную реку, перестает питаться и умирает после того, как откладывает икру. Запах разлагающейся рыбы делает ночевку в палатке на берегу реки невыносимой.

Когда же мы отправились в леса центральной части острова, то увидели множество медвежьих следов, перебегавших дороги лис, зайцев и других животных, идентифицировать которых в сумраке удавалось далеко не всегда. На Сахалине, чтобы слиться с природой в одно целое, совершенно не обязательно далеко отдаляться от городов. Казалось, только что мы шли на наших Toyota Hilux и Prado по руслу горной реки, и вот уже мчимся по океанскому хайвею вдоль восточного побережья острова.

Холодная Калифорния

Август на Сахалине выдался невероятно теплым. Моментами воздух прогревался до 27-28 градусов, а значит нужно не искать оправданий и лезть в воду. Местные предпочитают купаться в мелководных проливах Лаперуза и Татарском, но мы с коллегами не ищем легких путей и лезем прямо в Охотское море. Свободного времени на острове не так и много, поэтому тратить его на переезд на другой берег совсем не хочется. Тем более, что восточное побережье острова напоминает Калифорнию. Бесконечные океанские пляжи, отличная дорога с ровным асфальтом и логичной разметкой, зелень прибрежных сопок - для создания картины серферского рая не хватает только самих серферов.

Вместо них на пляже шириной с МКАД стоят лишь автокраны, которые сушат растянутые между двух максимально выдвинутых стрел сети. Рядом с ними лениво ходят несколько мужчин. Зачем-то подъезжаем с ними познакомиться. Первым к нам выходит крановщик: мужчина с животом титанических размеров и таким же титаническим перегаром. Один из рыбаков оказывается чеченцем. Но перегаром пахнет и от него.

Впрочем, ближе к Южно-Сахалинску пляж постепенно начинает оживать. С него исчезают краны, зато появляются палатки и тенты отдыхающих. Спустя километр-другой океанский берег уже напоминает муравейник. Кто-то жарит шашлык, кто-то играет в волейбол, кто-то загорает, туда-сюда постоянно шныряют машины. Ширина пляжа такова, что рядом с табором отдыхающих действует целое пляжное шоссе по две полосы в каждую сторону. При этом песок настолько гладкий, что для езды по пляжу совершенно не обязательно быть обладателем внедорожника - здесь ездят даже на откровенных «пузотерках».

О том, что мы не в Калифорнии, напоминают… вкопанные в пляж башни танков Т-54. Столь широкий пляж в советские времена воспринимался как потенциальный плацдарм для вражеского десанта, а вовсе не как наш потенциальный ответ австралийскому Серферс-Парадайс. О вторжении уже давно никто не думает, а башни служат аттракционом для детей, которым на пляже не столь весело, как можно было подумать, - в море их не пускают.

Но нас ограничить некому, поэтому паркуем машины, как только находим в этом муравейнике свободные места, раздеваемся и бежим в море. Первые впечатления исключительно положительные - прохладно, но ничего экстремального. Делаю еще несколько шагов, мгновенно погружаюсь по шею, встречаю первую волну и… с криками бегу назад. У самого берега вода успевает прогреться, но стоит прийти волне издалека, как становится невыносимо холодно. Пожалуй, правильно делают местные, что не купаются в Охотском море. Делать это можно только для галочки: мол, я тут был, в море окунался.

Полмира на одном острове

Сахалин - самый большой остров страны, вытянувшийся с севера на юг на 948 километров, вмещает в себя все климатические зоны нашей страны, кроме субтропиков и вечной мерзлоты. Хотя нивхи - коренное население севера острова - имеют статус коренного народа Дальнего Востока, который дает те же права, что есть у коренных народов Севера: рыбалка и охота без всяких квот, неограниченная заготовка леса, неограниченное водопользование и другие льготы.

Но проехать весь Сахалин практически невозможно - ни одна прокатная контора просто не даст вам автомобиль. Все машины оснащены GPS-трекером, и двигатель могут заглушить дистанционно, если вы заберетесь севернее определенной широты, либо съедете с накатанных дорог. Но даже поездки по южной части острова хватает, чтобы навсегда влюбиться в него и местную природу. Юго-западное побережье острова напоминает Ирландию или юг Англии: высокий обрывистый берег, изрезанный многочисленными бухтами, зеленые холмы без деревьев. И никого.

От Англии побережье отличается наличием многочисленных брошенных и полуразрушенных зданий, отвратительным качеством грунтовки и общим депрессивным ощущением. Юго-восточное побережье, как я уже говорил, напоминает Калифорнию, а в глубине острова можно найти и березовые рощи средней полосы, и напоминающие кубанские пейзажи лесистые сопки. Местами картинка за окном и вовсе навевает мысли об Аризоне: красная почва, оранжевая пыль, многочисленные пикапы и американский капотный грузовик, тащащий огромный оверсайз-прицеп с грузом, - нежная европейская техника в этих условиях просто не выживает.

На Сахалине есть и зажиточные поселки с обустроенными дворами, аккуратно постриженными газонами, вежливыми водителями и отличными дорогами, и настоящие гетто с пыльными грунтовками вместо улиц, заброшенными домами и умершими предприятиями. И разделять их может всего несколько десятков километров. Население Сахалина, как и всего Дальнего Востока, стремительно сокращается. Если в 1991 году на острове проживало 715 тысяч человек, то в 2016-м - 487 тысяч. В последние пару лет наблюдается рост, но небольшой. Человек уходит, природа наступает.

Казалось бы, сделать из Сахалина туристический рай проще простого: рядом большие рынки Японии и Кореи и необъятный Китай, а японцы, к тому же, любят посещать свои бывшие территории в приступе ностальгии по имперскому прошлому. Да и россиян затащить на Сахалин можно - климат тут мягче, чем во многих частях Сибири. Но пока тут, как и во всей остальной России, заняты другим: пьют и воруют.

То, что половина Сахалина с 1905 по 1945 была территорией Японии, факт достаточно известный. Вопрос в том, кто из жителей материка про это помнит? Вот и я, попав впервые на Сахалин, увидела разве что типичный российский город в паре часов езды от моря. А оказалось, "не отходя от кассы" можно окунуться в другую страну...

Начать окунаться можно в самом центре Южно-Сахалинска. Обычный город с населением 180 тыс. человек. Пятиэтажки, узкие улицы, в центре – парк Гагарина с детской железной дорогой и набором каруселей. С этого парка и можно начинать. Он был построен еще в 30-х – городской парк, место отдыха и созерцания природы. Именно созерцания – горную речку украсили водопадами и перекатами, организовали озерцо, на берегах которого сформировали "морские" деревья – деревья-флаги, как будто выросшие на берегу моря.

А на островке в этом пруду до сих пор лежит плита с иероглифами "Пруд "Одзи"". В 80-х иероглифы просто были залиты бетоном, чтоб не смущать посетителей. В начале 90-х их уже очистили, но все равно, увидеть плиту можно только случайно.

Надо сказать, самих по себе знаков бывшего японского города множество, начиная от планировки города, сохранившейся с тех времен. Есть несколько уцелевших домов (впрочем, не более 10), "горбатые" мостики, которые выдерживают нынешнее автодвижение, и дофига торчащих бетонных труб высотой в несколько этажей, которые видны практически повсюду.

Про домики.Дом довоенной (в смысле до войны 1905 года) постройки мало чем отличался от соседей – разве что скошенным верхом крыши и маленькими узкими окнами. Русский сруб был достроен японцами – крышей и подсобками, и уже в наше время – верандой. В домике до сих пор живут).


Зато сохранившиеся здания краеведческих музеев от соседних отличались значительно. Более новое здание – сейчас здесь тоже музей – если назову самым красивым зданием города, то не ошибусь.


Вокруг музея настоящий парк – перед входом фонтан, везде цветы (даже розы), сад камней – прогулялись с удовольствием!

Второе здание в том же стиле – покатая крыша с черепицей, узорчатое крыльцо перед входом, узкие высокие окна. Но отваливающаяся штукатурка его как-то не украшала. Сейчас здание принадлежит военным, так что думаю реставрация в ближайшее время ему не грозит.


Судя по старым фото города, самыми масштабными сооружениями бывшего Тойохара были два синтоистских храма – центральный храм столицы и центральный храм губернаторства Карафуто. Честно говоря, было бы странно, если бы они сохранились. От одного остался только фундамент. От другого – храмовая аллея, то есть нынешний Коммунистический проспект, и каменные "корейские псы", охранявшие вход в храм. Я рядом с одним из них – мужского пола. Пол у них оригинально определяется – по открытой пасти (с открытой – мужчина, с закрытой – женщина, а не наоборот, что странно).


Западное побережье

Собственно цели – проехать 1660 км (это в сумме по 3-м побережьям – западному, восточному и южному) у нас не было. С самой интересной затеей – пробегом от Южно-Сахалинска до Охи нас развернули. Зато пригласили в поездку по западному побережью, а там уже, в процессе, у меня возникла идея – увидеть все сохранившиеся японские (синтоистские) храмы. Почему их – просто было интересно увидеть, что здесь было до заселения русских, а чаще всего от построек поселков сохранялись только остатки храмов. У меня была книжка с фотографиями этих храмов в наше время и в прошлом. Книжка была достаточно интересная (после того как начала малость ориентироваться в географии), без нее, наверное, не осталось бы такого впечатления от поездок.

Плюс сам процесс поиска. Чаще всего по фото в книжке, которое можно было показать кому-нибудь из местных и спросить. Хуже, когда вглядывались в местность на фото и искали на месте что-то похожее. Ну и совсем труба, когда было одно упоминание "в этом городе было то-то"…

Храмов на Сахалине было много – больше 200, но заметные следы остались максимум от 15. Крупных, императорского ранга, было только 6, нечто вразумительное сохранилось от 2 из них. Сами постройки были деревянные, естественно, что все они были давно разобраны. Сейчас остались только некоторые бетонные либо гранитные элементы храмовых комплексов (типа ворот и фонарей).

Храмы ставились в каждом поселке и просто красивом месте. Я так поняла, в Синто обожествляться может любой объект, и душа может быть у любой горы или реки (вообще-то там действительно красиво, и просто потребительски воспринимать окружающий мир невозможно).

Поездка по Западному побережью заняла 750 км и 4 дня. Ехали на УАЗике-«буханке» 1980 года выпуска, да и сахалинские дороги не всегда проезжие (ну, именно поэтому-то и был выбран УАЗик).

Выехали в обед из Южного, к вечеру выехали на побережье к Невельску. При въезде в город не поверили, что здесь было землетрясение. Из повреждений заметили только разваленные кирпичные трубы. А потом началось… Пятиэтажки с трещинами, отвалившаяся штукатурка, выставленные окна (пластиковые окна выставлялись на продажу в соседние городки). Дом, на втором этаже которого находился работающий экскаватор – ломал стены, огромные кучи мусора-обломков домов (высотой этажа в два), вагончики на ЖД вокзале для проживания людей, палаточный городок.


Впрочем, похожее впечатление оставляли почти все города побережья за исключением Холмска. Пустые 5-этажки, развалины домов и снятые рельсы.

Поехали вдоль моря на юг до Шебунино, дальше дороги нет. Места шикарные – с одной стороны зеленые холмы, с другой – полоса пляжа в пару метров и море. Ночевали в палатках на насыпи для ЖД. На удивление, было очень тепло (мне сказали, типа, чего ты хочешь, здесь проходит теплое течение, здесь и растительность побогаче чем на востоке, даже яблоневые сады были). А растения да, впечатляли. Трава там мощная. Лопушки тож ничего… Вечером любовались на Монерон – остров в 40 км, утром же было облачно и ни намека на остров.

О путешествии с Анной. УАЗик абсолютно неподходящая машина для поездок с 2-летним ребенком, зато остановки на побережье все компенсировали. Передвигались большой компанией, процесс разворачивания и сворачивания лагеря был долгим, ребенок успевал наиграться в песочек и нагуляться по берегу. О том, что в море можно купаться, ей даже не приходило в голову – обычная одежда для пляжа в августе – комбез, свитер, куртка и шерстяная шапочка.

Холмск. Что успела заметить с колес – огромный порт, обилие новых магазинов. Город живет. Больше такого нигде на побережье не увидели. Город по местным меркам крупный – 40 тыс человек.


Я на фоне школьного павильона. Что это – когда-то в целях патриотического воспитания такие будки стояли при каждой японской школе. В будке хранился портрет императора и около нее стоял почетный караул. В 45 году на территории Японии все они (вообще все, до одной) были разрушены американцами – боролись с культом императора. На советском Сахалине их не разрушали, а переделывали под склады. Но все равно – до нашего времени их дожило только 3 штуки

10 км по песку – и мы на мысе Слепиковского. Маяк действующий, рядом домики смотрителей. Которые нас погнали лесом, сказав что фотографировать можно только с разрешения начальника маяка.

Большинство городов, через которые мы проезжали, можно было назвать городами только по старой памяти. То есть лет 20 назад они может и были ими. Томари – центр административного района с населением 5 тыс человек (столько же у нас в студенческом городке при НГУ). Половина его видна на фотографии. Еще половину фото занимает бывший бумажный завод – тоже, кстати, атрибут многих южных городов.


Военный памятник при входе в храм. Здесь он наполовину висит над обрывом, фотографироваться было страшновато. Верх памятника сделан в виде артиллерийского снаряда – в начале XX века было принято использовать либо сами орудия, либо имитации снарядов в подобных постройках (потом в путешествии мы в этом убедились).


Это мы на фоне "тории" – храмовых ворот. Тории считаются национальным символом Японии и ставятся только на японской территории. Поэтому за ее пределами их можно увидеть крайне редко. И одно из таких исключительных мест – Сахалин. Эти тории сделаны из бетона и уже немного осыпаются, а вторые дальние – из гранита. На столбах выбиты иероглифы, причем настолько четко и аккуратно, что просто не верилось, что гранит можно так обработать.


А ночью была ясная погода и мы увидели полное лунное затмение! А сколько звезд видно на побережье, небо впечатлило даже Анну!

Наутро проехали самое узкое место острова. Здесь здоровый залив, когда-то экспедиции доплывали только до этого залива, большие корабли останавливались. Севернее отправляли на разведку людей на лодках, а они, вернувшись, рассказывали что море сужается и вода становится более пресной. Поэтому долгое время на картах Сахалин был обозначен полуостровом. Сфотографировались на фоне камня с надписью "Здесь был Лаперуз" и поехали дальше.


Красногорск. Остановились около одного частного дома зайти в магазин за продуктами. И тут заметили – во дворе между теплицей и сараем стоит здоровый храмовый фонарь. Точь-в-точь как на фотографии в книжке. Не поверили, попытались обойти двор, чтобы получше рассмотреть – глухо, фонарь четко на частной территории. К счастью, хозяйка нас заметила, пригласила пройти. Сказала, мы тут далеко не первые туристы, но чаще приезжают иностранцы. Показала постамент от еще одного фонаря – гранитный, говорит, хотели его убрать, чтобы теплицу расширить – не получилось. Ничем разломать не смогли, даже пообколоть не получилось. Такие фонари ставились на храмовых лестницах богатых крупных храмов. На лестницах-то мы потом были, но от фонарей в лучшем случае видели только основания.

Дальше дорога отходила от побережья, ехали по долине к Углегорску. Тяжелый участок – пыль, ремонт. Удивилась, увидев… стада коров. До этого все было ощущение, что чего-то не хватает – вроде и едешь по сельской местности, а живности никакой нет. На фото небо, кстати, получилось типично сахалинское – кажется, что сейчас облака просто проедутся по голове. В Новосибирске оно другое.


Углегорск – севернее только Шахтерск через 10 км, по этому побережью на север для нас дороги нет. В Углегорске (бывшем Эсутору) расположен 1 из 2 сохранившихся крупных храмовых комплексов. Он был построен в 1940 году в честь 2600-летия Империи. К сожалению, на месте аллеи и лестницы в наше время устроен песчаный карьер, но все равно. Поднимались на сопку к храму по небольшой долине – с каждым шагом вверх открывался все более интересный вид, рука сама тянулась к фотоаппарату.

Первое, с чего следует начать этот репортаж, это заявление, заставляющее вас вернуться на землю – ВАС ТУТ НИКТО НЕ ЖДЁТ!

Нет, Сахалин нуждается в туристах и Острову есть, что показать (и этого «есть» очень много). Но, парадоксально, конечно же - в туристах нужды нет. Развитие туризма необходимо, а туристы нет. Иначе, как ещё можно расценивать, что ни в аэропорту, ни на морском вокзале Холмска (куда прибывает паром с материка) нет НИ ОДНОГО стенда с туристической информацией и раздаточным материалом (буклеты, путеводители и т.п.). Обошёл весь аэропорт – ничего нет. Ларьки с сувенирами, по заоблочным ценам, есть, а вот стоек Агентства по туризму (государственного, между прочим, учреждения) нет. Да и само агентство запрятано так, что не каждый то и найдёт. Когда же мы всё-таки нашли офис, то были поражены ледяным равнодушием сотрудника. Кроме «здравствуйте» мы так и не дождались от него ни одного слова. На острове мне постоянно приходила на ум фраза сотрудницы одной из сахалинских баз отдыха: «Очень нравится тут работать! Вот если бы не эти туристы!».

По сему, вам очень пригодятся наши советы. Мы поможем и ответим на основные вопросы: где жить, как перемещаться по Острову, где питаться, что смотреть и т.п.
Начинаем…

Транспорт

Добраться до Сахалина можно либо морем (паром из Ванино), либо самолётом (из Москвы, Хабаровска, Владивостока и т.д.).



Паром очень зависит от погоды и идёт 14-18 часов. Двухместная каюта на верхней палубе стоит около 4000 рублей. Самый дешёвый билет (сидячий) – чуть более 700 рублей. Предварительное бронирование платное, входит в общую стоимость. Если хотите удешевить поездку на 300 рублей, то попробуйте обойтись без брони. Но, в «высокий» сезон (с мая по сентябрь) можете застрять на 3-10 дней, т.к. в это время на Остров едет очень много сезонных рабочих. Туалет и душ общие. Бесплатный, но скромный обед, прилагается. Цены на питание в остальное время не очень высокие, но пассажиры предпочитают питаться самостоятельно. Прибывает паром в Холмск.

Самолет от Хабаровска стоит от 4600 рублей до 7000 за место эконом-класса. Лететь до Южно-Сахалинска немногим более часа. Если хотите сэкономить, то попробуйте купить билет за 1-2 дня до вылета . Мы, таким образом, сберегли по 2000 рублей за каждого. Внутри региона есть местные авиаперевозки. Самолёты летают до Охи и Ногликов, но билеты дорогие, т.к. авиаперевозки рассчитаны, в основном, на газовиков и нефтянников.


Общественный транспорт на Сахалине весьма развит. Цены не высокие. Автобусы и маршрутки ходят как между городами, так и внутри самих районов. На север области, до Ногликов, можно добраться на поезде. Ходит два раза в сутки (правда с разницей в пару-тройку часов). От Ногликов до Охи ходят маршрутки. Аренда машин дороже, чем на материке, на 30-50%, а компаний не так и много. Автостопом передвигаться по Острову не советую (не смотря на уверения некоторых девушек о простоте этого способа).

Во первых, чем дальше на север острова, тем меньше машин, двигающихся в нужном вам направлении. Иногда проходит не более двух машин в час и скорее всего они не остановятся, т.к. дорога в тех краях не очень хорошая. Во вторых, если вы не молодая и симпатичная девушка ваши шансы на автостоп вообще близки к нолю, т.к. водители опасаются останавливать незнакомым людям в малолюдных местах. Связано это с тем, что не так давно водителей грабили и убивали под видом автостопа. Время прошло, а опасения остались. Сервисы, типа «бла-бла кар» на Острове практически не работают. Наш совет: по югу острова на автобусах и маршрутках, на север на поезде и далее на тех же маршрутках .

Жильё

Это главная проблема сахалинского туризма. Цены в гостиницах просто запредельные. Номер, за который в Москве или Владивостоке вы заплатите 2000 рублей, на Сахалине обойдётся вам не менее 3500. Но… при таких высоких ценах, в летнее время все гостиницы забиты до отказа и свободный номер можно забронировать минимум за две недели.

На севере области гостиницы ещё дороже. Парадокс: частники, сдающие квартиры посуточно, ориентируются на гостиницы и стоимость этих квартир (как правило, однокомнатных) не менее 1800-2500 рублей в сутки. Совет: в Южно-Сахалинске есть пара хостелов с отдельными, двух-местными, номерами не дороже 1500 рублей. В Поронайске, Ногликах и Охе в наличии замечательные гостиницы на дому, где трёх-комнатная квартира на шесть человек обойдётся вам не дороже 3500, а двух-комнатная 2000-2300. Бронировать жильё на Сахалине надо заранее Средняя стоимость – 3000 рублей.

Кстати, не советую рассчитывать на ночлег в палатке на севере области. Вдоль дорог идут сплошные мари и болота и найти место под бивак весьма проблематично .

Питание

Продукты на Острове дорогие. На вопрос: «Почему так дорого?» вам начинают рассказывать про трудности завоза продуктов с материка, забывая при этом объяснить, почему, при таком раскладе, сигареты и алкоголь стоят один в один как на материке (на Острове нет собственного ЛВЗ), а салат из местного лопуха стоит 550(!) рублей за кило. Кимчи (острая корейская капуста) и маринованный папоротник тоже не дёшевы. Колбаса и сыр стоят запредельно. Приходилось видеть колбасу по 900-1000 за кг. Есть областная программа «доступная рыба». По этой программе продают замороженную камбалу и т.п. по сниженным ценам. Но цена хлеба в 50-70 рублей за буханку нивелирует эти плюсы.

Красная икра и прочие морские деликатесы на Сахалине в 1,5-2 раза дороже, чем в Москве или Владивостоке. Браконьерский варёный краб в Долинском районе и в Охотске стоит от 1000 до 3000 рублей за штуку.

Местная ягода (брусника, голубика и т.п.) тоже кусается. На материке та же, но замороженная ягода, стоит в два раза дешевле.
Совет: рыбу и овощи лучше покупать у рыбаков, а так же частников и на маленьких рынках в городах и посёлках. Можно сэкономить до 70%.

Два кило свежайшей корюшки обошлось нам всего в 250 рублей. В сети супермаркетов «Семейный» есть чудная акция – после 20 часов и до закрытия они торгуют кулинарией собственного производства со скидками до 50%, правда курица-гриль стоит там 950 рублей за кило. Интересуйтесь, где можно вкусно и дёшево поесть у «дальнобойщиков» и полицейских – и те и те лучше всех осведомлены, где порции большие, а цены маленькие .

Достопримечательности, природа и климат

Вот чего чего, а достопримечательностей, как природных, так и рукотворных на Острове не просто много, а великое множество. Хотите краткий (очень) список? Вот он:
Холмск – морские ворота Сахалина
о. Монерон
«Чёртов мост»
Сахалинский грязевой вулкан
Мыс Великан
Бухта Тихая
Черемшанский водопад
Мыс и Маяк Анива
Озеро Тунайча
Птичье озеро
Мыс Крильон
СК «Горный воздух»
Пик Чехова
Ботанический сад
Сити-молл (музей медведя)
Сквер Асахикава
Гора Вайда
Мыс Свободный
Полуостров Шмидта
Поронайский заповедник
Клоковский водопад
Мыс Слепиковского
Россыпь агатов мыса и реки Чёрной
Вот далеко не полный перечень достопримечательностей и о некоторых из них, а так же о многих других, мы расскажем в следующем нашем рассказе.

Эта область - единственный регион, целиком и полностью расположенный на больших и малых островах. В её составе непосредственно сам Сахалин, с расположенными в татарском проливе небольшими островами Монерон и Тюлений, и, конечно же, Курильские острова. Со всех сторон область омывается водами Охотского и Японского морей, а так же Тихого океана.

Пожалуй, главная «фишка» Сахалина и Курил - крайне высокая сейсмическая и вулканическая активность. Об этом постоянно напоминают установленные по всему побережью плакаты с надписями «Цунамиопасная зона» и «При цунами бегите на возвышенность» (особенно порадовал этот совет в Поронайске, где до ближайшей возвышенности бежать километров 20-30).

За время нашего нахождения на Сахалине произошло два землетрясение (одно в 4 бала), которые мы даже не заметили. Самое неспокойное место области - Курильские острова. Здесь расположены 9 действующих вулканов.
На Острове очень много рек, озёр и болот. Главные реки острова Тымь и Поронай.
Растительность острова весьма разнообразно.

От бамбучника, аралии, элеутерококка и гигантских лопухов на юге, до лиственниц и морошки на севере. Одна из характерных особенностей Острова - гигантизм травянистых растений. Гречиха сахалинская, белокопытник и дудник медвежий вырастают высотой до трёх (иногда и до 4-х) метров. В Невельске, прям в черте города, располагается лежбище сивучей, которые живут тут с ноября по март. Иногда их ещё называют морским символом Сахалина - единственной в России области на островах.

На Сахалине очень много медведей, но нам так и не удалось встретить хотя бы одного, хотя, по радио, постоянно рассказывали о выходящих на дороги, и в населённые пункты, медведях. За месяц пребывания на Острове мы встретили всего двух лис, которые, так же, выходят к дорогам, в надежде получить, что ни будь вкусное от проезжающих автомобилистов.

Совет: если хотите получить хорошие фотографии лис, выходящих на обочины дорог, держите под рукой обычный сухой корм для собак (коими лисы и являются, в конечном счёте). Но… ни в коем случае не разбрасывайте остатки еды и не оставляйте еду на ночь в открытом виде (для любителей походного образа жизни) – так вы привлечёте к себе бродячих медведей, ищущих пищу .
Необычайно богаты рыбой местные реки и озера, а так же, моря вокруг острова. В прошлые годы эти места были богаты на лососевые породы рыб, но в этом году рыба не пришла. Нерест был настолько слабым, что это вызывает серьёзные опасения за дальнейший промысел «красной» рыбы. На острове, на его севере встречается сахалинский осетр, а самая большая пресноводная рыба - калуга. Говорят, что она достигает длины до 5 метров и весит до 1 тонны.

Климат на Острове настолько неустойчив, что сменяется по несколько раз на день. Не лишним будет держать дождевик постоянно под рукой. Средняя температура зимой от −6 до −24, а летом +19 до +10.

О том, что стоит посмотреть на Острове, мы расскажем в следующей части нашего рассказа...