Что может произойти в самолете. Как понять, что с самолетом что-то не так? А если сломается шасси

В ночь на 11 ноября в екатеринбургском аэропорту Кольцово в очередной раз незапланированно приземлился самолет из-за нездоровья пассажира. По данным воздушной гавани, недомогание из-за резкого скачка давления почувствовал 45-летний мужчина с рейса Москва-Иркутск. Его доставили в больницу, жизни пассажира ничего не угрожает. Это уже четвертый известный случай на Урале, причем в двух пассажиров спасти, увы, не удалось. Кроме того, у всех на слуху трагедия с 24-летним Артемом Чечиковым, который в августе умер в Шереметьево. Молодому человеку стало плохо во время полета, лайнер совершил вынужденную посадку, но реанимобиль ехал слишком долго.

Медики отмечают, что авиапутешествие может действительно негативно влиять на организм человека. На что нужно обратить особое внимание, чтобы избежать серьезных проблем со здоровьем, "РГ" рассказал врач-кардиолог Центральной клинической больницы гражданской авиации Артем Юровский.

От чего умирают люди во время полета?

Артем Юровский: Авиакомпании неохотно делятся информацией, касающейся смерти пилотов, чаще всего это сердечный приступ или аритмии. Летчики испытывают постоянный стресс, в организме выделяется большое количество адреналина. В такой ситуации природой заложено убегать либо догонять, а они не могут покинуть рабочее место. Статистики по пассажирам нет, поскольку зачастую они умирают далеко от самолета и трудно доказать связь между кончиной и влиянием негативных факторов полета. Но все же можно утверждать, что главной угрозой во время авиапутешествия является обычная гиподинамия.

То есть смертельно опасно просто сидеть, как в офисе?

Артем Юровский: Да, в положении сидя увеличивается венозное давление в нижних конечностях. Вены растягиваются, и ноги начинают отекать из-за общего застоя крови, при котором ее жидкая часть выходит из сосудов в межклеточное пространство. Если человек здоров и отрицательное воздействие на организм не систематическое, например, пассажир совершает перелеты длительностью до четырех часов не чаще двух раз в месяц, то ничего страшного нет.

Что будет, если приходится летать чаще?

Артем Юровский: Тогда диаметр сосудов стойко расширяется и замедляется кровоток, эритроциты слипаются, и образуется тромб. Человек встает с кресла, кровоток резко ускоряется, и тромб устремляется к легким. Происходит закупорка - тромбоэмболия - легочной артерии, что может привести к летальному исходу. Проще говоря, смертельно опасно вставать после долгого пребывания в положении сидя.

Кроме проблем с венами фактором риска являются все состояния, увеличивающие вязкость крови, поскольку они способствуют образованию тромбов. Это, например, воспаление легких, острые и хронические инфекционные и аутоиммунные воспалительные заболевания, послеоперационный период до трех недель, а также восстановительный период после инфаркта миокарда и инсульта.

Опасны легочные патологии. При хроническом бронхите, астме, после перенесенного туберкулеза из-за увеличения плотности ткани легких нарастает давление в правых отделах сердца, в венах печени, брюшной полости, ног. Это тоже способствует тромбообразованию.

Что может сделать пассажир во время полета, чтобы избежать этих неприятностей?

Страдает ли организм из-за того, что наше тело отрывается от земли?

Артем Юровский: Перегрузки при взлете и посадке, изменение атмосферного давления и сниженная влажность воздуха в салоне самолета оказывают негативное влияние. Но последствия не столь фатальные. В полете человек может ощущать головокружение, вздутие живота.

А нужно ли есть перед посадкой в самолет?

Артем Юровский: Лучше есть не позже чем за три часа до взлета, а затем уже когда завершится набор высоты. Тогда при изменении атмосферного давления и перегрузках пищи в желудке не окажется, и пассажира не будет тошнить.

Чем чревата низкая влажность?

Артем Юровский: Сухость кондиционированного воздуха связана с косметическими неудобствами - сохнет кожа. Проблема легко решается с помощью увлажняющего крема. Женщинам советую избегать агрессивной косметики, поскольку при сухой коже химия активнее проникает в поры. Тем, кто носит контактные линзы, лучше сменить их на очки. При пониженной влажности вероятно ощущение песка в глазах, дискомфорт при движении глазных яблок.

Ясно, что в самолете с человеком может случиться много всего неприятного, а ведь некоторые и так боятся летать…

Артем Юровский: Вообще-то авиатранспорт на данный момент является самым безопасным. Психологический дискомфорт связан с тем, что сам человек не умеет летать, с пассивной ролью пассажира: у него нет возможности влиять на процесс. Здоровый человек довольно быстро адаптируется к этой ситуации. У людей с психическими заболеваниями адаптация замедлена или вовсе отсутствует. Они могут довести себя до истеричного состояния, ступора или паралича, а также членовредительства. Таким больным абсолютно противопоказаны перелеты.

Артем Юровский: К счастью, расстройства проявляются уже при заходе в самолет, и бортпроводники более пристально приглядываются к неспокойным пассажирам. А уравновешенным людям справиться с дискомфортом поможет книжка, леденец или сосед-собеседник.

Некоторые для успокоения пьют алкоголь. Зря?

Артем Юровский: Главное - не чувствовать себя пьяным. Я вообще не рекомендую пить больше 50 граммов в сутки в пересчете на чистый спирт. Помните: во время полета возникает кислородное голодание - появляются головокружение, сонливость, общее недомогание. У выпившего человека больше шансов, что его стошнит.

Конечно, это не смертельно. Но если мы говорим о нездоровом человеке, то все его проблемы в самолете будут усугубляться. Ему станет плохо просто потому, что он и так болен, а еще и выпил.

Как быть с курением? Стоит ли запастись никотином?

Артем Юровский: Курение - это наркомания. И человек становится неадекватным при ломке, в том числе табачной. Если вы настолько зависите от сигареты, лучше покурить. Чтобы более-менее комфортно пережить никотиновое голодание во время полета, можно пососать леденец или опять же пригубить рюмочку - не больше. Главное - сохранять адекватное состояние.

Стоит ли брать в авиапутешествие лекарства?

Артем Юровский: Если человек летит первый раз, помогут препараты от укачивания. Плюс те, что он принимает регулярно. Пассажирам, имеющим проблемы со здоровьем, перед полетом рекомендую пообщаться с доктором. Может быть, врач скорректирует терапию или посоветует, например, лететь в компрессионном трикотаже.

Между тем

По данным перевозчиков, одна вынужденная посадка обходится им в сумму от 100 до 300 тысяч рублей. К счастью, больным пассажирам такие счета не выставляют - эти суммы относят к издержкам авиакомпаний. Однако пассажира ожидают дополнительные траты: чтобы добраться до пункта назначения, придется покупать новый билет.

Когда безопаснее летать - днем или ночью? Можно ли самостоятельно определить степень изношенности самолета? Можно ли понять, что он падает, во время полета? Должен ли пилот предупреждать пассажиров о нештатных ситуациях? Штурман с 25-летним стажем Игорь Ободков рассказал, на что стоит обращать внимание перед тем, как сесть в самолет, и во время полета.

- Где можно узнать, какой парк самолетов у авиакомпании?

На сайте Росавиации должны быть данные о парке авиакомпаний. Некоторые компании, например «Аэрофлот», публикуют у себя на сайте данные о том, какие типы судов у них есть. Там же есть и средний возраст авиапарка. У того же «Аэрофлота» он не больше пяти лет. Но возраст судов - это не самое важное, на что стоит обращать внимание. В первую очередь нужно смотреть, чтобы рейсы выполнялись регулярно. Нужно смотреть историю компании, сколько лет она существует.

Когда пилоты садятся в старый самолет, они наверняка понимают, что это развалина. Бывает ли такое, что экипаж отказывается лететь по этой причине?

Такие случаи бывают. Есть пилоты принципиальные, но есть и те, которые думают, что если в прошлом полете все прошло нормально, то и в следующий раз обойдется. Есть список неисправностей, с которыми можно и с которыми нельзя лететь, но все равно многое зависит от пилота. Кто-то может отказаться лететь из-за трещины в один-два миллиметра.

Мы добиваемся, чтобы у пилотов была гарантированная оплата, поскольку сейчас все зависит от количества часов, проведенных за штурвалом. Понятно, что сдельная оплата часто заставляет пилотов пренебрегать и неисправностями, и усталостью. Ради денег многие летают на пределе, особенно когда речь идет о коротких рейсах - до Казани или Питера.

В заключении о тюменской катастрофе эксперты отметили, что у экипажа была задолженность по отпускам свыше ста дней. Международные ассоциации давно ввели систему контроля усталости пилотов. В России ее внедрять никто не спешит, хотя усталость - это и есть тот самый пресловутый человеческий фактор, который чаще всего называют в качестве причины аварий.

- Должен ли кто-то предупреждать пассажиров о том, что самолет уходит на второй круг?

Об этом никто не предупреждает, поскольку ситуация штатная и уход на второй круг летчики отрабатывают на тренажерах. Причины разные: могли потерять скорость из-за сильного ветра, может быть, закрылки не выпущены, может быть, пилот понял, что не вписывается в зону посадки. Решение идти на второй круг пилот обычно принимает на высоте 30–60 м.

Судя по кадрам камер видеонаблюдения, «Боинг» в Казани свалился в штопор при заходе на посадку. Почему это могло произойти?

Для каждого положения крыла есть минимальная скорость. Как правило, самолет уходит в штопор, когда достигает критически малых скоростей. Чаще всего это происходит, если пилот неправильно выбирает положение самолета. Но сваливание может произойти и на большой скорости, если, например, пилот резко потянет штурвал на себя. Тогда скорость может достигнуть критического значения.

Понять, что вы падаете, почти невозможно. Когда человек летит в самолете, он теряется в пространстве

- Как обычному человеку, летящему на самолете, понять, что что-то пошло не так?

Понять, что вы падаете, почти невозможно. Когда человек летит в самолете, он теряется в пространстве. Даже пилот не сможет четко определить положение самолета в воздухе, если не видно горизонта. А вот, например, тряска - это не показатель, поскольку это может быть обыкновенная болтанка. Плохой признак еще, если на борту пахнет горелым. Это уже более реально, нужно сразу вызывать проводников и выяснять, что случилось. Может быть, подгорело что-то на кухне, а может, дымится проводка.

- Должен ли пилот предупреждать пассажиров о нештатных ситуациях?

Мое мнение - пилоту лучше не сообщать пассажирам о том, что что-то идет не так, им этого лучше не знать, потому что может начаться паника, которая только все усложнит.

- Каков уровень подготовки выпускников наших летных училищ?

Они, как правило, обучаются на одном типе, а работать приходится на другом. Все выпускники в течение года-полутора доучиваются, чтобы освоить тот тип, который есть в авиакомпании. Часто выпускники российских летных училищ доучиваются за рубежом. Знание английского обязательно даже на внутренних перелетах. В заключении МАК по авиакатастрофе в Тюмени, кстати, было отмечено слабое знание английского языка - они просто могли не понять какую-то часть документации по самолету, она вся на английском.

- Нужно ли смотреть на прогноз погоды, выбирая рейс?

Обращать внимание на погоду перед вылетом не имеет смысла. Экипаж сам иногда сообщает, например, что погода солнечная, но в конечном итоге от этого почти ничего не зависит. В основном безопасность полета зависит от уровня подготовки экипажа.

Чтобы определить, скажутся ли на полете погодные условия, нужно знать минимум самолета, аэродрома и экипажа - минимальную дальность видимости на полосе. Чем ниже видимость, при которой самолет может зайти на посадку, тем лучше. Минимум самолета зависит от уровня его автоматизации, минимум аэродрома от технической оснащенности, а экипажа - от опыта, количества часов и посадок, должны быть пройдены все тренажеры. Конечно, перед полетом никто вам эти показатели называть не будет.

- Отличаются ли по степени безопасности дневные и ночные рейсы?

День или ночь - абсолютно неважно. Хотя ночью иногда лучше видны огни высокой интенсивности, по которым пилот ориентируется при заходе на посадку. Днем, особенно в туманную погоду, их труднее разглядеть. Правда, нужно учитывать, что пилоты тоже живые люди и им может хотеться спать.

- А по внешним признакам пассажир может определить неисправность самолета или проблемы с экипажем?

Только если подходишь к самолету, а с него топливо течет. Или если видишь заметную трещину на самолете. Случается, что пассажиры начинают подозревать, что один из членов экипажа пьян. Я ни разу не сталкивался ни с чем из перечисленного, но теоретически это возможно. За тем, чтобы пилоты садились за штурвал трезвыми, авиакомпании строго следят, но ведь пилоты могут выпить и уже в полете. В Америке сейчас, например, пилоты проходят выборочный контроль после посадки. В «Аэрофлоте» такое право у администрации тоже есть.

За рубежом есть система добровольного оповещения, чтобы пилоты могли рассказать диспетчерам о неисправности, но во многих российских компаниях за такое сообщение последуют санкции в адрес сознавшегося пилота

Это не совсем так. Одно дело, если речь идет об уже обкатанной и утвержденной модели. Но процент вероятности отказов на старых самолетах действительно выше. Старая техника требует и больших затрат. У них лизинговые платежи меньше, но обслуживание значительно дороже, часто требуется замена деталей. Бывает, что авиакомпании, экономя на лизинге, просто вовремя не меняют детали.

Как должны вести себя диспетчеры в ситуации, когда пилоты сообщают о неисправности. Есть ли какая-то общая схема, от которой они не отклоняются, или принимают решение самостоятельно?

Пилоты принимают решение сами, а диспетчеры только могут освободить зону, если требуется срочная посадка, или дать указания по маршруту, если видимость плохая.

Отражается ли как-то на табло тот факт, что с самолетом что-то случилось? Будет ли просто написано «задерживается» или есть еще какие-то формулировки для таких случаев?

Обычно пишут один из двух вариантов - по техническим причинам либо из-за погодных условий. Но я бы не стал паниковать из-за формулировки «по техническим причинам», ведь это вовсе не значит, что обнаружили какую-то неисправность, - может быть, просто нет резервного самолета или нет топлива.

- В России пугающая статистика авиапроисшествий. Насколько вообще можно ей доверять?

Статистика действительно плохая. И потом, не все происшествия попадают в статистику. Бывают неисправности, которые не успели зафиксировать диспетчеры. Допустим, колесо спустило на посадке, было снижение безопасной высоты или шасси не получилось выпустить с первого раза. Такие инциденты тоже влияют на рейтинг авиакомпаний. За рубежом есть система добровольного оповещения, чтобы пилоты могли рассказать диспетчерам о неисправности, но во многих российских компаниях за такое сообщение последуют санкции в адрес сознавшегося пилота.

Наконец настало время отпусков, и многие из нас вот-вот окажутся в салонах крылатых машин, чтобы отправиться в теплые края. Правда, некоторые с тревогой ожидают авиаперелета, ассоциируя этот процесс с множеством неудобств.

Отекают ноги

Салон самолета - не то место, в котором мы можем свободно передвигаться, разминая конечности. К сожалению, отсутствие подвижности способствует застою крови в ногах , что в лучшем случае приведет к отеку, а в худшем - к тромбозу .

Этого можно избежать, время от времени разминая ноги и не давая крови застаиваться.

Меняются вкусовые предпочтения

Ученые выяснили, что во время перелета участки мозга, отвечающие за наши вкусовые предпочтения, начинают работать иначе. Даже заядлые сладкоежки на борту могут захотеть пиццы и томатного сока.

Из-за обезвоживания во время перелета наш организм вырабатывает меньше слюны . Это становится причиной того, что во рту активно множатся бактерии , вызывающие неприятный запах .

Избежать таких последствий можно, употребляя перед полетом исключительно здоровую пищу и захватив на борт мятную жвачку.

Возникают проблемы с кожей

Еще одно следствие обезвоживания - шелушение кожи и прыщи . Защитные функции нашей кожи притупляются в сухой среде «самолетного» воздуха, отсюда появляются разные проблемы с внешним видом.

Устранить такую неприятность можно, если захватить на борт немного увлажняющего крема .

Появляется головокружение

Во время полета может появиться головокружение, а также тошнота и рвота . Происходит это из-за того, что статичная картинка, которую мы видим, не совпадает с движением, которое ощущает наше внутреннее ухо , и организм испытывает стресс.

Уменьшить последствия такого диссонанса можно, выбрав места над крылом самолета, расположенные у иллюминатора.

Стул становится проблематичным

Отсутствие подвижности также может привести к запорам и метеоризму . Долгое сидение замедляет метаболизм , а смена давлений заставляет циркулировать газы в непривычном ритме.

Решить проблему можно, уменьшив калорийность рациона и периодически разминаясь во время полета.

Из-за изменения давления в самолете у нас закладывает уши . Если в это время ничего не предпринимать, воздух начнет сильнее давить изнутри, слух притупится и появятся болевые ощущения.

Избавиться от дискомфорта поможет жвачка или леденец . Они стимулируют выработку слюны, при глотании которой будет высвобождаться немного воздуха.

Неожиданно появляется зубная боль

Многие любители авиапутешествий замечали, что во время полета начинают болеть зубы . Причиной является все та же разница давлений, из-за которой воздух, попадая в мелкие отверстия, начинает давить на зуб изнутри.

Решить проблему можно, посетив стоматолога перед тем, как отправиться в путь.

Мы потребляем опасные бактерии

Несмотря на стремление авиакомпаний обезопасить воду, подаваемую на борту, в большинстве жидкостей можно встретить опасные кишечные бактерии.

Чтобы избежать заражения, во время перелета нужно употреблять только бутилированную воду и не допускать соприкосновения пищи с поверхностью столика.

Мы становимся более нервными

Даже те, кто не боится авиаперелетов, на борту самолета становятся серьезными и иногда даже злыми . Причина кроется в том, что во время полета от нас не зависит наша безопасность , и это вызывает беспокойство.

Отвлечься помогут интересная книга, фильм или крепкий сон.

Перелет давно стало делом привычным. Многие люди воспринимают его как возможность поспать или посмотреть фильм, не думая о том, что под ногами тысячи метров пустоты. Однако узнав про ситуации, которые периодически могут возникнуть на борту самолета, даже самые стойкие к аэрофобии впадут в панику. Именно по этой причине персонал самолета до последнего нам ничего не рассказывают.

1. Пилот потерял сознание

Такая ситуация достаточно редкая, но бывает всякое. Один пилот с десятилетним стажем однажны признался, что перелетая через Атлантический океан они попали в зону сильной турбулетности. По неудачному стечени обстоятельств, в тот момент, когда его напарник пытался сесть в кресло, самолет сильно затрясло, и он ударил его локтем. Пилот потерял сознание на некоторое время, но благодаря тому, что в кабине пилотов находятся два человека, самолет спокойно продолжил свой полет. Естественно, о случившемся в тот момент знал только обслуживающий персонал лайнера, а пассажиры пребывали в счастливом неведении.

2. Опасность столкновения с другим лайнером

Мы, будучи пассажирами самолета, находимся в твердой уверенности, что столкновения самолетов в воздухе невозможно, благодаря центру управления полетов. Но на самом деле эта опасность возникает намного чаще, чем нам кажется. Один из летчиков, который предпочел остаться анонимным, рассказал, что много раз на его практике самолеты приближались друг к другу очень близко. А два раза ему пришлось совершать опасный резкий маневр, чтобы избежать столкновения. В это время пассажиры думали, что попали в зону сильной турбулентности. Однако по словам пилота, в салоне всегда есть несколько человек, которые подозревают неладное и начинают выспрашивать у стюардесс, что происходит.

3. Кабина в дыму

В этот жуткий момент пилоты самолетов находятся в специальных кислородных масках, чтобы не потерять сознание от отравления и практически всегда требуют разрешение на экстренную посадку. Тем временем в салоне самолета никто и не догадывается об опасной ситуации на борту. Один из пилотов одной британской авиакомпании поведал, чо во время этого происшествия у них также начало заканчиваться топливо, а приборной панели из-за дыма не было видно. К счастью, все обошлось, однако по маршруту следования они на всякий случай запрашивали аварийную посадку, которая не понадобилась.

4. Поломки

Самолет - это огромный сложный механизм. И совершенно нормально, когда в механизме что-то ломается. Ясно, что поломки бывают разными. Но в любом случае, пассажирам об этом не сообщается во избежание паники на борту. Один из анонимных пилотов рассказал, что однажды во время полета перед самой посадкой на крыле оторвалась часть элерона. Это было абсолютно неопасная поломка, однако пассажиры всполошились. Ведь по незнанию можно подумать что угодно, и болтающаяся железка на крыле может напугать очень сильно.

5. Молнии

Все знат, что современные самолеты устойчивы к ударам молнии, и поэтому можно не бояться. Кроме того, кажется, что вероятность попадания молнии в самолет крайне низка, но это не так. Каждый самолет как минимум раз в год сталкивается с этой ситуацией. Несмотря на безопасность во время полета, пассажиры часто очень пугаются, а на самолете остаются заметные следы от удара молнией. Кроме того, часто бывают ситуации, что пролетая через тучу, самолет сам провоцирует появления молний, хотя без него бы их возможно и не было. Гораздо опаснее не сама молния, а яркая вспышка от нее, которая может надолго ослепить пилотов, что превращается в серьезное препятстие для безопасного полета. Ведь временно потерявшие зрение пилоты могут не заменить вихрь или вертикальный поток воздуха, что представляет реальную опасность.

6. Боковой ветер при посадке

Сильный боковой ветер может стать реальным препятствием при посадке самолет. И, хотя пилотов обучают садить лайнер при таких условиях, это не гарантирует хорошего исхода. В этот момент страшно не только пассажирам, которые чувствуют все раскачивания и повороты самолета во время сопротивления, но и пилотам, которым важно сохранить самолет стабильным. Пилоты уверяют, что если опасность слишком велика, они не будут садить самолет в таких условиях.

7. Птицы

Очень красиво смотрится фото, когда самолет окутан стаей птиц. Но на самом деле эта ситуация крайне опасна. Самолет летит на такой огромной скорости, что даже мелкий камешек разнесет лобовое стекло и полчерепа пилоту, не говоря уже о птице. Чаще всего, опасность столкновения есть при посадке самолета и при его взлета на высоте до 100 метров, особенно если в этот период прицы совершают миграции и передвигаются большими стаями. Однако катастрофы и аварии с участием птиц, угрожающие жизни пассажиров, очень редки.

На вопросы отвечает капитан воздушного судна Том Банн, который вот уже 30 лет эффективно помогает людям избавляться от аэрофобии.

1. Мой самолет разобьется?

Нет. Потому что катастрофа – это всегда исключительное событие. А большинство нештатных ситуаций, которые могут возникнуть, не несут смертельной опасности, ведь все самое важное в самолете имеет резерв, и не один. Например, основную систему гидравлики дублирует запасная, а запасную – еще одна запасная. То же самое с навигационной системой: сломалась главная – будет работать запасная, сломалась запасная – и ей найдется замена. А чтобы все разом отказало – это из области фантастики.

2. А что, если пуля прошьет фюзеляж?

Во-первых, чего точно НЕ случится, так это развала самолета. Область повреждения от пули не грозит целостности фюзеляжа. Опасность возникнет, если пуля повредит гидравлику или электрическую систему. Но даже в этих случаях с самолетом должно быть все в порядке, потому что все приборы и оборудование заменяемые (см. пункт 1).

3. А если сломается шасси?

Опять же, есть несколько способов выпустить заклинившее шасси. Когда все в норме, пилоты получают подтверждение на табло, что шасси выпущено и зафиксировано в таком положении. Если этого не произошло, они открывают замки, которые удерживают его в убранном положении во время полета. После этого шасси выпускается под действием гравитации. Если и это не помогло, шасси можно выпустить вручную при помощи рычага.

4. А вдруг что-то лишнее/странное появится на крыле?

Весь мой опыт подсказывает, что такое возможно только в кино, вроде «Сумеречной зоны» (где пассажир самолета видит, как гремлин пытается сломать крыло). Хотя люди видят разное и многие думают, что это видят только они. Например, в определенных условиях вдоль крыла появляется «испарина», похожая на туман: появляется и исчезает. Но в этом нет ничего опасного.

5. Может ли самолет рухнуть из-за турбулентности?

Я скажу нет, хотя в самом начале эпохи реактивных двигателей произошла единичная катастрофа из-за турбулентности. Самолет British Airlines совершал экскурсионный облет горы Фудзи, и из-за мощной реактивной струи, ударившей в гору, попал в такую турбулентность, что развалился. Но это была уникальная ситуация: особая форма горы, определенное расстояние, малый опыт полетов с таким двигателем... В общем, больше подобных катастроф не было.

6. А что, если разобьется иллюминатор?

Иллюминаторы в салоне сделаны из органического стекла, и оно не разобьется. В кабине пилотов – настоящее стекло, но очень и очень прочное. Оно с подогревом. Если система подогрева даст сбой, то окно кабины может треснуть. Но, опять же, это бывает весьма редко.

7. Правда, что безопасно летать в грозу?

И да, и нет. В грозу опасно совершать посадку из-за такого явления как «микрошквал», или «микропорыв», когда происходит сильное кратковременное нисходящее движение воздуха. Это не страшно, когда вы на высоте 5 тысяч футов, но когда вы в считанных метрах от земли, это чревато. Поэтому самолеты не садятся на полосе, над которой бушует гроза.

8. Что произойдет, если в самолет ударит молния?

Да ничего особенного. Вот вам занятная статистика. Средний самолет получает удар молнией дважды в год. В кабине пилотов в этот момент слышен звук удара и видна вспышка. Но точно установить, что это было – молния или статический разряд (самолет собирает статическое электричество, пролетая сквозь облака), можно только после приземления. Если на крыле или на носу обнаружатся отметины, похожие на след от потушенной сигареты, то это была молния.

9. Над какими территориями лучше не летать?

Конечно, первое, что приходит в голову, это восток Украины, где был сбит пассажирский лайнер. Авиакомпания виновна в том, что направила туда самолет, несмотря на то, что в предыдущие дни бойцы в этой зоне применяли зенитные ракеты. Такие могут сбивать цели на большой высоте.

10. Что будет, если не выключить телефон во время взлета?

Ничего. Ваши телефоны ни на что не влияют и никогда не влияли. Это мера «на всякий пожарный», придуманная авиационными властями, которым не очень-то хочется проверять каждое электронное устройство: а может ли оно вызвать проблему? В общем, телефоны никогда не были угрозой, они не работают на тех частотах, что используются в авиации.

11. Опасно ли лететь над Бермудским треугольником?

Я сам не раз там летал. Это место – не более странное и опасное, чем все остальные места на планете. Конечно, кому-то хочется острых ощущений, вот они и рисуют в воображении сюжеты в духе Стивена Кинга. Самолеты пропадали то там, то сям. И Бермудский треугольник в этом смысле никакой не особенный.

12. А чего боятся сами пилоты?

Не знаю... не особенно-то они и боятся. Про полеты можно с уверенностью сказать одно: самолеты стали такими надежными, что тревожиться совершенно не о чем. Так что дело не в технике. Наверное, просто волнует ощущение ответственности за жизни сотен людей.

13. Что, если откажет один из двигателей?

Самолет может лететь и на одном двигателе. Но все-таки в этом случае нужно совершить посадку, потому что резерва больше не осталось (снова см. пункт 1). Как правило, самолет с одним отказавшим двигателем садится в ближайшем аэропорту.

14. А если откажут оба двигателя?

Тогда самолет будет планировать. Такое случалось лишь дважды. Много лет назад в Канаде у Boeing 767 во время полета перестали работать двигатели, причем по смехотворной причине: полет был рассчитан в метрической системе, а заправку осуществили по английской системе мер. И вот посреди облаков вдруг стало тихо-тихо: остановились двигатели. Пилоты нашли ближайший аэропорт, правда, выяснилось, что он уже давно не действует, а полосу используют автогонщики. Но они быстро смекнули, что с самолетом что-то не так, и мигом убрались с полосы.

15. Какая самая страшная ситуация случалась с вами в полете?

Ни единой на гражданских авиалиниях и очень много, когда я был летчиком ВВС. По правде говоря, летать гражданскими рейсами скучно, и главная задача пилотов – чтобы все так и оставалось.