Самый верхний брус на фальшборте палубных судов. Словарь морских терминов. Основные элементы конструкции корпуса судна - катера

Рассмотрим основные элементы судна . Маломерное судно, как и любое транспортное, состоит из корпуса (само судно) и надстройки или рубки . Корпус судна - основная часть, в которую входит набор и обшивка. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки - оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны только для носа и кормы. Переднюю оконечность судна называют носовой , а заднюю - кормовой ; боковые стороны, или стенки корпуса - правым и левым бортами , если смотреть с кормы. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной , а над водой - надводной , нижнюю часть корпуса - днищем , а верхнюю, горизонтальную - палубой . Палуба на маломерных судах, например на мотолодках, может отсутствовать.

Надстройка - конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса). Высокая и развитая надстройка не только ухудшает остойчивость судна, но и увеличивает его парусность - воздействие ветра на судно.

Рубка - отдельная часть надстройки или конструкции на палубе, не занимающая всей ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На маломерных судах рубкой часто называют помещение для управления судном и двигателем. Надстройки и отдельные рубки имеют только крупные катера и моторные яхты. На большинстве моторных катеров надстройка и рубка совмещаются.

Фальшборт - легкая конструкция - продолжение борта над палубой в носовой и средней частях судна. В кормовой части фальшборт называется гакабортом . Фальшборт может быть временным (деревянным или брезентовым), поднимаемым на время волнения, при проходе порогов, движении под парусом и т. д.

Кокпит - вырез или углубление в палубе для размещения людей.

Моторная ниша - водонепроницаемая конструкция у транца судна, образующая выемку в корпусе судна и предназначенная для размещения подвесного мотора и обеспечения требуемой высоты надводного борта.

Набор корпуса судна (см. рисунок) - конструктивное оформление, состоящее из продольных и поперечных связей: киля, форштевня, ахтерштевня.

Основные элементы конструкции корпуса судна - катера

1 - настил палубы; 2 - бимс; 3 - карлингс; 4 - обшивка кокпита; 5 - слань; 6 - комингс кокпита;
7 - кормовая переборка; 8 - транец; 9 - моторная ниша; 10 - форштевень; 11 - киль;
12 - бортовая (наружная) обшивка; 13 - планширь; 14 - скуловой стрингер; 15 - палубный стрингер; 16 - полубимс; 17 - скуловая кница; 18 - бортовой стрингер.

Киль - основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки. Киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.

Форштевень - переднее конструктивное оформление (продолжение киля). Им заканчивается набор корпуса судна с носа. У маломерных моторных судов форштевень, как правило, наклонный, плавно переходящий в киль.

Ахтерштевень - конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля). Им оканчивается набор Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней - старнпост, через который проходит гребной вал, и задний - рудерпост, на который навешиваемся руль. На моторных лодках с кормы находится транцевая доска (транец).

Стрингеры - внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые - кильсоны .

Карлингсы - продольные подпалубные связи.

Шпангоуты - поперечные бортовые связи корпуса. Расстояние между двумя шпангоутами называется шпацией . В теоретическом чертеже штангоутами называют обводы поперечного сечения судна.

Бимсы - поперечные подпалубные связи палубы. Корпус маломерного судна можно разделить поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки доходят до палубы или различны по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком , крайний кормовой отсек - ахтерпиком .

Привальный брус:

Продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта;

Деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.

Планширь - плоский брус, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов.

Буртик - продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, которая выполняет роль наружного привального бруса, служащего для защиты бортов от повреждения.

Комингс - конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.

Слань , или пайол - щиты из досок, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки.

Кроме корпуса, маломерное судно имеет ряд устройств: рулевое, швартовное, якорное и т. д.