Расследование дня. Как владельцы «Трансаэро» потеряли свою компанию. Рождение и смерть "трансаэро" в картинках Кто хозяин компании трансаэро

Этот понедельник можно считать днем окончательной гибели компании " ". В полночь 26 октября у перевозчика прекратил действие сертификат эксплуатанта, а ранее объявила, что аннулирует этот документ. Самолеты "Трансаэро" больше не поднимутся в небо.

Созданная в 1990-м "Трансаэро" стала первой частной авиакомпанией в России. Она была основана в 1990 году - сыном министра радиопромышленности СССР генерал-полковника Петра Плешакова, и Татьяны Анодиной, председателя Межгосударственного авиационного комитета. Компания начинала с чартерных перевозок на самолетах "Аэрофлота". Официальным днем рождения компании стало 5 ноября 1991 года: в этот день "Трансаэро" совершила свой первый полет - чартерный рейс по маршруту Москва - Тель-Авив - Москва. Самолет был арендованный, но летал уже под собственным кодом компании UN.

В 1992 году авиакомпания приобрела первый собственный самолет "Ил-86" и запустила свой первый регулярный рейс Москва - Норильск. На фото - члены экипажа перед полетом (слева направо): шеф-пилот авиакомпании Б. Логин, бортинженер Г. Столяров, штурман В. Калинин и командир корабля Я. Шраге.


Именно "Трансаэро" первой в российской гражданской авиации стала закупать самолеты иностранного производства и оснастила ими свой парк. С 1993 года компания наладила регулярные пассажирские перевозки на внутрироссийских и зарубежных маршрутах. В этом же году авиакомпания запускает первые регулярные международные рейсы Москва - Киев, Москва - Алма-Ата, Москва - Тель-Авив. На фото - Boeing 737, который с 1996 года 3 раза в неделю совершал перелеты по маршруту Москва - Кишинев - Москва.


В 1993-м "Трансаэро" становится первой из российских авиакомпаний, предлагающей услуги бизнес-класса на внутренних рейсах. На фото - служащие авиакомпании "Трансаэро" приглашают в полет.


Александр Плешаков - с момента основания компании и до 2015 года работал в компании. За время существования "Трансаэро" он занимал должности президента, гендиректора, председателя совета директоров компании. До основания компании он работал конструктором на Московском машиностроительном заводе "Скорость" и был экспертом Международного коммерческого управления Министерства гражданской авиации СССР.

В мае 2001 года гендиректором компании стала жена Александра Плешакова . Она стала первой женщиной в истории России, возглавившей авиакомпанию. Выпускница МАИ и кандидат технических наук, она пришла в компанию мужа еще в 1992 году, начинала с должности старшего эксперта отдела технологий. На двоих Александру и Ольге Плешаковым принадлежало 36,6% компании, еще 3% были у матери Александра Татьяны Анодиной.

В 2005 году "Трансаэро" становится первым и единственным оператором пассажирских самолетов Boeing 747 в России, СНГ и Восточной Европе. Парк авиакомпании состоял из 106 авиалайнеров, в который входили самолеты Boeing 777, Boeing 747, Boeing 767, Boeing 737, Airbus A321, "Ту-214" и два грузовых "Ту-204С". В 2006 году компания перерегистрировалась в Петербурге.


В 2009 году "Трансаэро" первой из российских авиакомпаний начинает предоставлять услуги первого класса на внутрироссийских маршрутах и входит в десятку крупнейших мировых авиаперевозчиков на маршрутах туризма и отдыха.


С 2010 году "Трансаэро" на пике успеха. В этом году она открывает более 20 новых направлений регулярных полетов, среди них рейсы Москва - Пекин, Москва - Нью-Йорк, Москва - Майами. В 2011 году прибыль компании увеличилась более чем в 3 раза по сравнению с 2010 годом - до 1,83 млрд рублей, а в 2012-м продолжает расти темпами, превышающими средние показатели роста по отрасли в России. За 10 лет с 2002 по 2012 год пассажиропоток авиакомпании увеличился в 41 раз, число перевезенных пассажиров выросло в 27 раз, до 10,3 млн, флот авиакомпании увеличился более чем в 8 раз. В 2012 году Ольгу Плешакову самой влиятельной женщиной в российском бизнесе, а "Трансаэро" первой из российских авиакомпаний получает премию World Airline Awards, учрежденную агентством Skytrax, в глобальной номинации "Авиакомпания мира, добившаяся наибольшего прогресса". В 2013 году чистая прибыль компании составила 788,38 млн рублей,


В 2014 году прозвенел первый тревожный звонок: компания начала испытывать первые финансовые трудности на фоне сильного снижения пассажиропотока, к которому привел зарождающийся финансовый кризис. В конце декабря "Трансаэро" получила госгарантии по кредиту на 9 млрд рублей. Компания отказалась от стимулирующих выплат топ-менеджменту и совету директоров, однако это не помогло: в I квартале 2015 года чистый убыток составил 5,742 млрд рублей. Заместитель председателя правительства по поводу помощи перевозчику заявлял, что непростое финансовое положение компании и "отсутствие четкого понимания у правительства происходящего внутри компании" ставят под вопрос дальнейшие кредиты.


Несмотря на серьезные проблемы, в мае этого года компания смогла провести рестайлинг и представила обновленный фирменный стиль, его разработку оценивали в $10 млн, хотя компания эту цифру отрицала. Однако компании становилось все хуже и хуже. К июню 2015 года кредиторская задолженность превысила 61 млрд рублей. В начале августа "Трансаэро" разместила на своем сайте новые "выгодные ценовые предложения" на рейсы по 58 направлениям, цены на которые были на 10% ниже, чем у конкурентов, после чего "Аэрофлот" обвинил "Трансаэро" в демпинге за счет кредита на 9 млрд рублей, полученного в ВТБ под госгарантии в конце 2014 года. "Трансаэро" получила 9 млрд рублей уже и стоит в очереди на сумму от 40 млрд до 70 млрд рублей госгарантий. Куда они потратили 9 млрд? На демпинг", - заявлял гендиректор "Аэрофлота".

Кондоминиум Александра Плешакова во Флориде продали без ведома бизнесмена.

Информация об этом обмане содержится в иске МТС-банка на 4,1 млрд руб. к Плешакову, бывшему первому заместителю гендиректора «Трансаэро» Александру Криничанскому и подконтрольной Плешакову американской компании Sky Ocean International - иск рассматривает федеральный суд Южного округа Флориды. «Трансаэро» перед банкротством, случившимся в 2015 г., фальсифицировала отчетность, получала кредиты и направляла их в том числе на дивиденды - Плешакову и членам его семьи, сообщил МТС-банк суду и потребовал раскрыть информацию об активах ответчиков. Суд требование удовлетворил, Плешаков и Криничанский решение обжаловали.

Компании Sky Ocean принадлежал кондоминиум в Ривьера-Бич (Флорида; куплен в 2010 г. для Плешакова по его выбору) в отеле Ritz Carlton, говорится в материалах суда. Президентом Sky Ocean был российский юрист Сергей Линьков, старый друг Плешакова и его личный советник в 1998-2013 гг., значится в материалах дела. Sky Ocean на 100% принадлежала Sky Stream с Британских Виргинских островов, ее владельцами и директорами числились Линьков с женой.

В августе 2013 г. Плешаков подал иск в Высокий суд Британских Виргинских островов с требованием перевести на него владение Sky Stream и уволить Линькова с женой и выиграл дело в ноябре 2014 г. А Линьков, не дожидаясь решения суда, в июле 2014 г. продал без ведома Плешакова кондоминиум во Флориде за $4,3 млн, за вычетом налогов доход составил $4,07 млн. Но на счетах Sky Ocean осталось только $480 000 от этой сделки, $3,6 млн Линьков потратил на себя, говорится в материалах суда.

«В США практика номинального владения редка, эту услугу предоставляют специализированные компании, несанкционированные действия с активами очень редки. Владельцы бизнеса, которые не хотят принимать на себя риски акционера, обычно передают активы в траст, в условиях которого описаны права создателя и протектора траста», - говорит партнер Debevoise & Plimpton Алан Карташкин.

Плешакову номинальный владелец был нужен, чтобы обмануть миноритариев «Трансаэро», следует из материалов суда: в 2005 г. он с женой и матерью контролировал 38% «Трансаэро» и хотел купить еще акций, но избежать оферты. По совету Линькова он создал и оформил на того Sky Stream, и она купила 19,9%. А Sky Ocean Линьков зарегистрировал специально для покупки кондоминиума.

В марте 2015 г. уже под контролем Плешакова Sky Ocean подала иск к Линькову в суд 15-го округа Флориды о взыскании $10,9 млн (ущерб в тройном размере, допустимо по законам Флориды). В базе суда нет данных об исходе процесса. Представитель МТС-банка от комментариев отказался.

Линьков живет в Германии, в коммуне Хайлигкройцштайнах земли Баден-Вюртемберг. Связаться с ним не удалось. «Решения американских судов, не подлежащие оспариванию в США, обычно исполняются в Германии, но после признания немецким судом. Эта процедура может занять несколько месяцев, немецкий суд должен убедиться, что решение суда во Флориде было справедливым, например, что ответчик был уведомлен и решение не предусматривает выплату убытков в двойном или тройном размере», - говорит управляющий партнер франкфуртского офиса Debevoise & Plimpton Томас Шурле.

Беглецы

Александр Плешаков и его жена Ольга уехали из России в конце 2015 г. Плешаков признавался американскому суду, что живет в Азербайджане и странах Евросоюза. У Плешаковых есть азербайджанские паспорта, уверяет кредитор «Трансаэро».

Что 75% плюс 1 акция «Трансаэро» купит «Аэрофлот» за 1 рубль. При этом долги «Трансаэро» вместе с лизинговыми контрактами достигли к этому моменту 260 млрд рублей. Газета «Ведомости» публикует историю того, как владельцы авиаперевозчика - супруги Плешаковы - построили и потеряли компанию.

В 1992 году был создан Межгосударственный авиационный комитет (МАК), занимавшийся сертификацией воздушных судов, аэропортов, разработкой норм лётной годности и расследованием авиационных происшествий. Его председателем стала Татьяна Анодина, мать будущего гендиректора «Трансаэро» Александра Плешакова, а по совместительству генерал авиации, бывший начальник технического управления Министерства гражданской авиации СССР. «Татьяна Григорьевна знала о том, как устроен сложный бизнес авиаперевозок, всё. В отличие от лётчиков, которые руководили сотней авиаотрядов, на которые разделился в 1990-х годах "Аэрофлот" - единственный в СССР авиаперевозчик», - говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак.

Первый рейс «Трансаэро» состоялся 5 ноября 1991 года на арендованном Ту-154 по одному из самых прибыльных маршрутов - в Израиль. На заработанные за год полётов деньги «Трансаэро» приобрела в 1992 году своей первый Ил-86 и открыла маршрут Москва - Норильск.

В 1997 году «Трансаэро» подписала с Boeing соглашение о подготовке контракта на поставку 40 новых самолётов. «Компании повезло - она не успела купить ни одного нового Boeing. Иначе бы история "Трансаэро" могла закончиться, когда разразился кризис», - говорит главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. К кризису 1998 года у «Трансаэро» было 17 Boeing 737, средний возраст которых был более 20 лет.

Ещё в 1997 году «Трансаэро» зарегистрировала авиационную компанию «Трансаэро», в совет директоров которой вошли два представителя олигарха Бориса Березовского. За несколько лет структуры Березовского смогли консолидировать почти 44% акций, и тогда компанию поддержал председатель Совета Федерации, губернатор Орловской области Егор Строев. В 2000 году олигарху пришлось покинуть Россию, а Строев помог компании сэкономить на налогах: по его распоряжению «Трансаэро» предоставили льготы на налоги в местный бюджет в размере 50% под обязательства реконструкции местного аэропорта и открытия регулярных рейсов из Орла в Москву. Аэропорт реконструирован не был.

В 2004 году авиакомпания сменила регистрацию на Санкт-Петербург, Плешаковы выкупили долю Березовского в 2005–2006 годах, что, по оценке «Ведомостей», могло обойтись им в 2,5 млрд рублей.

Плешаковы получили полный контроль над «Трансаэро» к 2006 году. Годом ранее авиапарк был восстановлен до уровня 1997 года - 17 самолётов. К 2010 году их количество достигло 59. При этом уже к концу 2009 года чистый долг авиакомпании в пять раз превышал EBITDA. А прибыль с 2007 по 2015 год «Трансаэро» показала только один раз - в 2011 году. Первые признаки кризиса в «Трансаэро» аналитики заметили в 2013 году - тогда компания с большой задержкой и оговорками аудитора опубликовала отчётность по МСФО. «А в 2014 году, когда начались события на Украине и экономическая ситуация стала всё быстрее ухудшаться, особенно в конце года, стало понятно, что "Трансаэро" не выжить», - говорит Рыбак.

Один из источников издания утверждает, что примерно тогда Плешаковы впервые предложили выкупить их бизнес за $300 млн, через год снизив предложение до $100 млн.

В октябре 2014 года Сбербанк сообщил об организации синдицированного кредита на сумму до 45 млрд рублей - на рефинансирование долга компании. Кроме того, после «Трансаэро» получила госгарантии на 9 млрд рублей кредита от ВТБ и отказалась от кредита Сбербанка, начав переговоры о новых госгарантиях на большие суммы - до 70 млрд рублей, но, по данным источников издания, судьба компании уже была решена. «Но применять сразу жёсткие меры к "Трансаэро" кредиторы и правительство опасались - иначе полстраны не приедет из отпуска», - говорит один из них.

«У Шувалова в определённый момент просто закончилось терпение», - говорит федеральный чиновник и отмечает, что никто в правительстве и государственных банках-кредиторах не понимал, о какой бизнес-модели говорят Плешаковы, и стало понятно, что реальной становится перспектива остановки полётов и забастовок сотрудников. Поэтому Шувалов передал пассажиров «Аэрофлоту», только этой компании хватило бы мощностей перевезти такое количество людей.

«Думаю, что для Александра Петровича Плешакова предложение отдать компанию за 1 рубль на заседании правительства было неожиданностью. Но он встал и сказал, что если банки иначе не готовы реструктурировать долги, то он готов уступить компанию, пусть банки разговаривают с другим акционером и что он благодарен "Аэрофлоту"», - рассказывает председатель совета директоров аэропорта Внуково и миноритарный совладелец «Трансаэро» Виталий Ванцев.

После покупки 75,1% акций «Трансаэро» «Аэрофлот» собирается на 70% сократить парк самолётов приобретённой авиакомпании, оптимизировать маршруты и реструктурировать долги.

Плешакова и Анодина на запросы «Ведомостей» не ответили.