Цфат. Населённые пункты — Путеводитель по Израилю. Израиль, Цфат – туры, фото, отзывы туристов Местная кухня и вина

Цфат — один из четырех священных еврейских городов. Он же самый молодой из них. Согласно легенде, основал его сын Ноя. В XIV-XV вв. считался центром еврейской образования и торговли, а в XVI-XVII в. приобрел славу центра Каббалы и еврейского мистицизма.

Здесь, наряду с евреями, проживают также русские христиане и марониты. Цфат — очень интересный, город с необычной архитектурой. А причина этому то, что в разные периоды своего существования он застраивался выходцами из различных стран мира. Знаменит город своими галереями, художниками, музыкантами, артистами, мастерскими местных творцов.

Цфат — красивое место, окруженное величественными горами, бурлящими речками и множеством источников. Здесь чистый воздух и теплое солнце, приглашающее побродить по извилистым, дышащим историей древности, улочкам.

Древний город и руины крепости

Большая часть достопримечательностей расположилась в Древнем городе: синагоги, квартал художников, руины главной крепости, возведенной крестоносцами в XII в. Она считалась самой крупной на всем Ближнем Востоке.

В 1168 г. ее передали тамплиерам, в XIII в. султан Дамаска приказал разрушить крепость. Но ее вновь восстановили крестоносцы. Рядом они поставили мельницы, и разбили сады. Однако, волею судеб крепость вновь захватил султан Бейбарс. Он сделал из нее тюрьму и казармы. А церковь на ее земле перестроил в мечеть. Сегодня от этого величественного сооружения сегодня остались лишь руины. Но, даже несмотря на это, древнюю крепость стоит посетить.

«Квартал художников» – уникальное место в священном Цфате. Это поселение художников, мастеров, музыкантов, артистов. Здесь расположились их лавки, мастерские, дома. Каждая улочка, каждая жилая постройка, даже расписной забор придают уникальную атмосферу всему району. Именно здесь вы сможете приобрести себе на память вещь, изготовленную лично мастером.

Синагоги

Все синагоги Цфата уникальны тем, что смотрят не на восток, как положено, а на юг. По поверьям, Мессия придет именно с юга, и местные смогут первыми его увидеть.

Названа именем раввина Абохава. В ней хранится свиток Торы, когда-то принадлежавший ему. Всего в храме четыре свитка, но особенным принято считать Абохав. По нему читают всего три раза в год. А в одной из ниш, по легенде, спрятан Священный Коран. После мощного землетрясения 1837 г., единственной уцелевшей стеной здания оказалась та, что была направленна в сторону Иерусалима.

Алшех

Синагога посвящена рабби Моше Алшеху, написавшему комментарии к Торе. Построили ее в самаркандском стиле, в XVI в. Макушку сооружения венчает красивый купол.

Банай

Банай названа в честь великого раввина Иосе ха-Банная. Здесь находится его могила и свиток Торы, доставляемый ежегодно в особый праздничный день на гору Мерон.

В 1759 г. здание синагоги Каро (XVI в.) пострадало от землетрясения. Позже его отстроили заново. А назвали ее в честь рабби Иосефа Каро — автора «Шулхан Арух».

«Белый» праведник

Синагога посвящена раввину Иосе ха-Банная, жившему в III в. Прозвище свое он получил уже после смерти. Римляне, зная, что евреи могли приносить в жертву только белого петуха, приказали перекрасить птиц. Убитые горем, жители всю ночь молились на могиле раввина. И на утро обнаружили, что все петухи побелели.

Возле синагоги растет фиговое дерево, из-за которого погиб сын раввина. Воспользовавшись своим даром, сын обратился к Господу с просьбой чтобы дерево поскорее дало плоды. Он хотел накормить своих людей, но разгневал отца. Нельзя отвлекать Всевышнего такой ерундой. Раввин попросил забрать способности отпрыска и обрек того на смерть. Дар — неотделим от души.

Самая старая и наиболее известная сефардская синагога названа в честь рабби Лурия (Ха-Ари). Место это настолько святое, что ему даже не требуется защита Мезузы (свитка со священным текстом). По легендам, рабби, молившийся здесь, призвал к чтению великих праотцов: Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Давида. Благодаря молитвам древних, место более не стало нуждаться в дополнительной защите.

Пещера «Шема и Эвера». Кладбище

Самая известная из многочисленных пещер Цфата – пещера «Шема и Эвера. От Шемы, сына Ноя, произошли семиты. Эвер – правнук Шема, единственный говорил на иврите, после случая в Вавилоне. Жили они в данной пещере. Однако знают о ней не только из-за Шема и Эвера. Кто-то говорит, что здесь Иаков передал сыну секрет Торы. Другие — что здесь он узнал о гибели сына. Горько заплакал, и из стен потекла вода. Стоит также посетить древнее кладбище Цфата. В этом месте похоронены великие каббалисты древности, раввины и, пришедшие в негодность Торы.

Три музея Цфата

В Цфате открыто несколько музеев. В музее «дома Мэири» вам поведают о создании еврейского поселения в городе. Вы сможете изучить фотографии, документы, воспоминания, быт и прочее. В музее «Библии», созданном Денисом Ратнером, вам предоставят ознакомиться с 300 произведениями на тему Библии. А в музее «Еврейского наследия выходцев из Венгрии» расскажут о прошлом еврейских общин из Венгрии, Трансильвании, Словакии.

На высоте 800 м., в национальном парке Нимрод, стоит Средневековая крепость. Назвали это великое сооружение в честь библейского царя Нимрода. Возведенная в XIII в., она предназначалась для защиты от врагов. В XVI в. служила тюрьмой османскому дворянству. К сожалению, в XVIII в. крепость рухнула после сильного землетрясения. На сегодняшний день, путешественники имеют возможность исследовать восстановленную ее часть: винтовые лестницы, уникальную штукатурку, тайные коридоры, лазейки.

Мост дочерей Иакова находиться всего в получасе езды от города. Многим это место известно, как «Брод Иакова». В древности здесь была переправа – часть торгового пути Хора. А местная легенда повествует о том, что здесь дочери Иакова оплакивали гибель своего брата. Поэтому мост ежегодно привлекает к себе множество паломников.

С высоты 1204 м ., с величественной горы Мерон открывается, необычайной красоты вид на город. Большая часть горы — это природный заповедник. Вершина ее покрыта не снегом, а зеленью. У подножья горы были обнаружены столбы древнейшей синагоги страны. У подножия горы можно найти священные для многих иудеев могилы. К примеру, могилу рабби Шимона Бар Йохай, автора главной книги о Каббале.

Согласно Евангелию это «Галилейское море». «Тивериадским озером» его называют из-за соседнего города Тивериада. «Генисаредским озером» – из-за прилегающей к нему одноименной долины и города. Воды этого пресноводного озера заполняют самый низкий участок суши на Земле (213 м. ниже уровня моря).

Согласно Новому Завету, Иисус провел в окрестностях озера и его городов значительную часть жизни. Раньше здесь пролегал «морской путь» из Египта в Месопотамию. А египтяне пользовались целебными горячими источниками озера, богатыми серой и солями. Озеро привлекает огромное число паломников со всего света.

Парк Барам, назван в честь древнего еврейского поселения, на месте которого он был создан. На территории парка сохранились остатки синагоги II в. В XIX в. на руинах поселения построили христианскую деревню, с созвучным названием Бирим. Но в 1948 г., в ходе военного конфликта, жители вынуждены были покинуть свой дом. В парке до сих пор сохранилась церковь, являющаяся духовным центром маронитов, некогда основавших деревню.

Один из самых больших, старинных летних фестивалей еврейской музыки Израиля. Посетив его, вы сможете окунуться в незабываемую атмосферу древнего Цфата. На улицах традиционно возводят множество сценических площадок, где играют клейзмерскую и хасидскую музыку. Вход свободный. А в течение дня, по всему городу будут проходить экскурсии, семинары, концерты юных музыкантов и приглашенных учителей из разных стран.

Цфат, или Сафед (Zefat, Safed) – очень религиозный город в Верхней Галилее, уютно расположенный в горах северного Израиля. В Цфате есть хасиды, настоящий Шабат, Каббала, много голубого цвета, а также арт-галерея и квартал художников. Время здесь словно остановилось. Давайте прогуляемся по удивительным улочкам этого городка и присмотримся к еще одному лицу Израиля.

Цфат — город совершенно особенный, и это видно с первого взгляда. В Иерусалиме вы можете встретить хасидов в их обычных белоснежных рубашках, черных плащах и с лихо накрученными пейсами. В Цфате даже женщины одеты так, словно на дворе благословенный XVI век – время расцвета маленького городка с голубыми дверями и перилами. Преобладание синего и голубого цветов в оформлении улиц, фасадов домов и элементов декора — отличительная особенность Цфата, безмолвно говорящая о его благородном происхождении.

Прогулочная улица в Цфате

История города Цфат

Когда в 16 веке здесь обосновались бежавшие из испанского Толедо евреи, они пришли не на пустое место. Город основали крестоносцы, построившие крепость в 12 веке. Ее развалины до сих пор стоят за городской чертой. А родившийся город стал четвертым святым городом в Израиле, после Иерусалима, Хеврона и Тверии. Хотя поселение существовало еще при Втором храме и здесь укрывались повстанцы-зелоты во время римских гонений.

Переулок с лесенками

Цфат. Шабат

Автостанция

Уличная картина

Цветы и картина

Как добраться в Цфат

И так получилось, что Шабат я провела именно в Цфате. В пятницу на север уходило всего два автобуса, в 9 и 11 часов утра. Дорога из в Цфат занимает четыре часа. Автобусы в Цфат отправляются с центральной автостанции на Яффо, но следует принять во внимание, что не стоит их искать в здании самого терминала, а пройти от главного входа в сторону трамвайных путей и найти автобусные остановки там. Автобусы стартуют с другого терминала, находящемся на севере города, а на Яффо они оказываются проездом, и в терминал не заезжают. Билет стоит 36 шекелей.

Вам предстоит проехаться по шоссе №1, соединяющему Иерусалим и Тель-Авив, а затем вы повернете на север и до пересечения с другим шоссе в городке Мегидо не будете сворачивать. В Мегидо автобус делает остановку на минут двадцать и можно купить еды или воды. Но главное – не забудьте посмотреть по сторонам. Ибо рядом с Мегидо расположен холм Тель Мегиддо (Tel Megiddo). Он больше известен под другим именем – Har Megido, или Армагеддон. Да, именно здесь начинается Изреельская равнина у подножия Армагеддона, где уже произошло немало битв и предстоит свершиться последней. В скорости вы проедете мимо горы Фавор , где преобразился Христос. А далее дорога измениться кардинально. Вам предстоит ехать по серпантину, блуждая между горами. Чем ближе к Цфату, тем более извилистой станет дорога.

Отели в Цфате — где разместиться

Вот другие хорошие отели в Цфате

  • Artist Quarter Guesthouse B&B
  • Monro Boutique Suites
  • Garden Cottage

Цфат в Шабат

Но начнем с самого начала. Шабат в Израиле начинается с заходом солнца в пятницу (так как евреи отсчитывают начало суток с захода солнца, а не так, как привычно нам, с его рассветом). Поэтому подготовку к Шабату следует начать заранее — приготовить еду на весь следующий день, закончить все дела и оставить лишние мысли о жизненной суете позади. Чтобы все это было осуществимо, в Израиле с двух-трех часов пятницы закрываются магазины, перестает ходить общественный транспорт и даже самолеты не летают. Шабат. Все отдыхают.

Если вдруг и вы окажетесь во время Шабата в Израиле , то спешите купить еду на день вперед. Не стоит недооценивать этот совет, подойдите к вопросу очень тщательно – точно определите, сколько вам понадобиться еды на целые сутки а может и до воскресного утра, ведь субботним вечером вы может и не захотите выходить в город.

И потому стоит заметить, что Шабат в Цфате – это действительно Шабат. В или в его наступление можно и не заметить, особенно если находишься в туристических районах на набережной. Но в Цфате с этим все очень строго. Не работает ничего. Буквально. Ибо, Шаббат шалом!

По дороге в центр города

Красивые виды

Голубой цвет преобладает в цветовой гамме оформления города

Вьюпоинт

Долина между холмами

На утро передо мной предстал пустынный город. Уютные домики на холме, укутанные в мягкие лапы сосен и пальм, мягкий солнечный свет и знаменитые голубые двери городка Цфата. Историческая часть города, с его узенькими улочками, принадлежит каббалистам. Субботним днем во всех синагогах поют, веселые, заводные песни слышатся отовсюду. Каждый дом чем-то знаменит – тут жил равви Ицхак, а тут равви Моше. Евреи свято хранят память о своих учителях и не любят, когда чужие вмешиваются в их дела. Воспитанность и скромность вынуждают их здороваться с вами и, опустив глаза, уходить. Вы не раз услышите «Шалом» от местных жителей, отвечайте тем же и не навязывайтесь. Мадонна, увлекшись Кабаллой в конце 90-х, почтила город своим визитом. Считается, что именно Цфат является всемирным центром Каббалы .

Двое на улице

Приятели

Забег «Кто быстрее»

В Шабат дозволяются только дела духовные

Достопримечательности Цфата

Цфат — сам по себе одна большая достопримечательность. Можно просто бродить по его улочкам и радоваться. Но, конечно, некоторые кварталы выделяются особо. Это квартал художников, а также Монумент войны за независимость.

Квартал художников в Цфате

Квартал художников расположен на склоне холма, вас приведет туда лестница, круто спускающаяся вниз. Здесь древность, мистицизм встречаются с современностью. Скульптуры можно увидеть прямо на улице, каждая арт-галерея оформлена по-своему.

Художественная галерея

Скульптура на улице

Уголок современного искусства

Разбег, взлет, полет

Оригинальный предмет искусства

Нарисованный город

Исторические развалины

Решетка в форме звезды Давида

Мощеная улочка

Лестница

Входные ворота как произведение искусства

Нежилая ныне часть дома

Цветы в кадках у входа

Голубые двери

Парадная дверь, парадная стена

Голубые перила

Современный дом

Город Цфат

Зеленая равнина

Монумент войне за независимость

В ходе войны за независимость 20 века евреи одержали верх над арабами. В самом центре города стоит памятник, посвященный павшим во время войны. История хода войны рассказывается на двух языках (иврите и английском) в громкоговоритель даже во время Шабата. С этого небольшого холма открывается великолепный панорамный вид на весь город и на соседние холмы Верхней Галилеи . Зрелище умиротворенное и поглощающее все внимание!

Парк на холме

Склон окультурен и ухожен

Деревья на холме

Природа Цфата

Одиночество

Деревья охраняют крепость

Холмы до горизонта

Зеленая равнина

Что еще посмотреть в Северном Израиле

По Цфату нужно ходить пешком – неспешно и с удовольствием. А вот чтобы добраться до горы Ермон (Mount Hermon), до Голанских высот (Golan Heights), башни Нимрода (Nimrod fortress), пещеры Пана (Banias), Гамла (Gamla) и израильского Стоунхеджа (Gilgal Refaim) понадобится машина. Разумеется, стоит заехать и в Тверию (Tiberias), чтобы увидеть Галилейское море. Так что выбор за вами.

В первую очередь, надо найти и сравнить цены отелей со скидками на разных сайтах бронирования. Чтобы не терять время, мы используем удобный поисковик – RoomGuru . Он сразу ищет лучшие предложения в интернете и показывает самые выгодные из них. Остается только выбрать подходящее и поехать отдыхать!

Израиль – это уникальное сочетание культур. За тысячи лет его земли накопили богатейшую историю. имеет не большую по площади территорию, но на которой имеется огромное количество древнейших памятников. Прогулка по улицам городов Израиля – это путешествие в прошлое. С прошлым в этой уникальной стране обращаются бережно. Например, если здание в ходе реконструкции будет полностью перестроено, фасад будет строителями сохранен. Особенно бережно относятся к тому, что связано с историческими или религиозными событиями. У древних городов Израиля в большинстве случаев современное лицо. Каждый год города расширяются и расстраиваются, на картах появляются все новые и новые современные кварталы.

Израиль – святой для трех основных мировых религий. Паломники со всего мира черпают здесь силы и энергию. Их (паломников) количество на этой святой земле изменяется в зависимости от религиозных праздников. Они спешат в Израиль, чтобы исполнить необходимые обряды. Причем едут паломники из самых разных стран. Чаще всего паломники также по совместительству являются еще и туристами и приносят для неплохую прибыль. Хотя многим в Израиле и не нравится, что сокровенное доведено до уровня индустрии к приезжим гостям здесь относятся почтительно, с уважением.

Поговорим об одном из святых городов Израиля, городе Цфат.

Цфат – удивительный святой , который находится на севере государства. Он входит в список священных для еврейского народа городов, таких как Иерусалим, Хеврон, Тверия. Среди них он считается самым молодым. Город Цфат в Израиле высится на горе, в центре Верхней Галилеи. С города открывается неописуемой красоты вид на Верхнюю Галилею, здесь . Если посмотреть на юго-восток, то можно увидеть пресноводное Тивериадское озеро, которое больше известно как Галилейское море, либо озеро Кинерет, если посмотреть на запад, то можно видеть голубые пейзажи Средиземного моря, взглянув на север – белоснежную вершину горы Хермон. Воздух в городе поистине чистый, атмосфера духовная. Вы бывали когда-либо в монастыре, ощущали на себе его мощь и чистоту? Так вот, город Цфат в Израиле по ощущениям духовности можно сравнить с монастырской атмосферой, он такой же тихий, чистый и намоленый. Его тайна и святость притягивает паломников из всех уголков земного шара. Их захватывает загадочный дух Цфата.

В древности, во времена так называемого Второго Храма город Цфат обустраивался как город-крепость, в котором заняли свои позиции повстанцы-зелоты. Крестоносцами была сооружена могучая крепость, с двойными стенами высотой в двадцать восемь метров. Башен насчитывалось на крепости семь.Вокруг этого сооружения и стал расти и развиваться нынешний город Цфат, превратившись со временем в окружной центр.

Славу и известность Цфат в Израиле приобрел с переселением в эти места в ХVI веке испанских и португальских раввинов-мистиков. С тех пор территорию города Цфат преимущественно заселяют религиозные евреи. Кроме того, какая-то невидимая сила притягивает к городу и творческих личностей. Цфат считается в Израиле городом поэтов, музыкантов, скульпторов и художников.

Город считается малонаселенным, на данный момент жителей в нем проживает где-то шестнадцать тысяч. Улицы города малолюдны, центральная улица обвивает гору, на ней сосредоточена основная жизнь: движение, лавки и магазинчики. Но, не смотря на то, что городок не велик, сюда из года в год стекаются потоки паломников и туристов, их привлекает его красота и святость.

Святой город Израиля Цфат не упоминался ни в одном святом писании. Впервые город был упомянут в книге Иосифа Флавия «Иудейская война». Книга описывает историю города, военные события, приготовления к обороне, о его падении и возрождении.

Город Цфат также один раз, почти, что мельком был упомянут в Иерусалимском Талмуде. Рассказывается там о том, что на горе при наступлении нового месяца, праздниках и опасности жглись костры.

Хотя если почитать книгу Судей, там, где описывается завоевание израильскими племенами Ханаана, то можно встретить город, расположенный в Негеве, который называется также Цфат. Поэтому можно предположить, что в древние века словом «цфат» называли пограничные крепости или наблюдательные пункты.

Город также часто упоминают в написанных еще в VI – VII вв. пиютах.

Согласно легендам давным-давно в городе Цфат проживал Товия из Нафтали, изгнанный ассирийскими правителями за его добрые дела. В городе Цфат в Израиле и до сих пор существует пещера, где Товия хоронил мертвых. Одни называют ее пещерой Сима и Эвера, другие – дочерей Иакова.

При владении Цфата крестоносцами он играл важную стратегическую роль, так как с этих мест дорога, ведущая из Дамаска в Акко, очень хорошо просматривалась. Поэтому ими в 1140 году была выстроена на месте разрушенной крепости новая крепость, не менее могущественная, чем была, которая со временем перешла во власть тамплиеров. Спустя сорок лет крепость была захвачена мусульманами. Мусульманским правителем по достоинству была оценена мощь крепости и мужество ее жителей, что он не стал брать пленных, а отпустил их на волю – в г. Тир.

Спустя не так уж и много времени крепость возвращается к старым своим владельцам – крестоносцам, но на этот раз на основании договора. Они опять берутся за строительные работы, и крепость опять имеет былую свою мощь. Но на этом история крепости не закончила, через 25 лет ее опять разрушили войска Бейбарса. Потом крепость снова отстроили, но на этот раз мусульмане, превратив Цфат в столицу Северного округа. Царство называлось Цфадия. В 1492 году в Цфат начали переселяться евреи.

Город начал развиваться экономически (развивалась текстильная/ткацкая промышленность), а также как просвещенный центр, ведь в то время в Цфате собралось огромное количество праведных и ученых евреев; издаются книги, научные работы. Цфат считался городом мудрости и святости. Среди переселенцев был и Йосеф Каро, который создал свод законов для еврейского народа – «Шулхан Арух».

Около города Цфат в Израиле можно увидеть много могил еврейских мудрецов, например, могилы Рашби, Шимона бар Йохая, Йонатана бен Узиэля и других. Есть поверье, что все, кто помолится возле могилы Йонатана бен Узиэля, женятся на протяжении года.

Вернемся в далекие 1947-1949 года, в года арабо-израильской войны. К началу войны население Цфата состояло из двух тысяч евреев, и десяти – арабов. В течение военных действий арабское население значительно уменьшилось: одни – бежали сами, других – выселили. Сегодня население Цфата – преимущественно евреи, большинство из которых – религиозные евреи.

Цфат сегодня богат на большое количество синагог Израиля, иешив – высших религиозных учебных заведений, художественных галерей, выставочных центров, мастерских художников. Город Цфат Израиля – это крупный центр религиозной жизни. В городе имеется квартал любавических хасидов, название которого Хабада. Построен и квартал Кирьят-Брацлав, где проживают брацлавские хасиды. В городе на базе иешив проводятся различные встречи, семинары и лекции на религиозные темы. Для паломничества объектом в Цфате в Израиле служит и древнее цфатское кладбище.

Кроме того, в городе Цфат необычная архитектура, которая значительно отличается от архитектуры Израиля. Необычность ее заключается в том, что улицы располагаются сверху вниз, застраивались они постепенно, начиная с древности мастерами-выходцами из различных стран. Поэтому строения разные, в разном стиле.

Чем еще славится город Цфат в Израиле? Славится он не только своей религиозностью и духовностью, архитектурой и художниками, но и арабскими сыроварнями, которые производят особый вид сыра – полутвердый цфатский сыр. Что это за сыр?

Цфатский сыр – это вид твердого сыра, который производится только в Израиле. Для его приготовления использовалось исключительно молоко мелкого рогатого скота – коз. Сыр получается упругий, с невысокой жирностью и соленостью. Молоко используется только пастеризованное. Для быстрого свертывания молока используется специальная закваска. После того, как сыворотка отделилась, сыр помещают в соломенные корзины, несколько раз его переворачивают для того, чтобы сыворотка быстрее стекала. Такой способ приготовления твердого сыра обеспечивает сохранение всех полезных свойств, витаминов и микроэлементов козьего молока. Готовый сыр продается в израильских магазинах в небольших головках, весом до трехсот грамм. Вкусовые качества довольно высокие.

Вообще-то довольно интересная. Ее относят к кухне средиземноморья. При приготовлении блюд используют овощи и фрукты, оливковое масло, рыбу, зелень, бобовые. Плюс, в израильской кухне используются рецепты и из сефардской, ашкеназской кухни, а также арабской и европейской. При приготовлении блюд учитываются законы кашрута. Поэтому, если вы в Израиле и планируете посетить Цфат, обязательно воспользуйтесь уникальной возможностью оценить все достоинства израильской кухни. Хочется отметить, что кухня разных городов в Израиле имеет свои отличия.

В Израиле в Цфате есть и музей, в котором представлены экспонаты скульптуры и графики. Музей носит имя Ханоха Глиценштейна. Здесь же и его библиотека. Есть и другие музеи.

Чем еще богат город Цфат в Израиле? В городе есть районная больница, предоставляемые медуслуги которой не уступают общегосударственным. Как не раз уже говорилось, находится на очень высоком уровне. И все это благодаря государственной поддержке и финансированию, высокому профессионализму израильских медиков, наилучшему в мире оборудованию.

Чем еще славится Израиль, в частности город его Цфат? Конечно же, базаром. Никто здесь не жалуется на буйство красок и ароматов. Базар в Израиле – это вечная суета, но даже здесь можно найти место для уединения и молитвы. Вокруг царит мирная атмосфера. По всюду витает запас восточных специй. Главным товаром является ладан, который в регионе пользуется особым спросом. Его используют повсеместно. Также по всюду продают гранаты и свежевыжатый с них сок. Прямо при вас израильские пекари приготовят быстро и умело так любимы здесь блинчики и иную выпечку. Израильский хлеб, булочки готовятся в зависимости от вида толи вручную, толи с помощью специальных машин. Прямо из печи данная вкуснятина еще горячая попадает на прилавок. Люди здесь вежливые, они понимают друг друга с полуслова. Здесь не сложно добиться взаимопонимания.

Как видим, Израиль уникален во всех отношениях.

Цфат в Израиле - один из четырех священных городов иудаизма наряду с Иерусалимом, Тверией и Хевроном. Расположен он на высоких холмах, с которых открывается чудесный вид на заснеженную вершину горы Хермон, Средиземное море и пресноводное озеро Кинерет. Его каменные постройки, обосновавшиеся на высоте девятьсот метров, старинные улочки и невероятная атмосфера ежегодно привлекают сюда тысячи туристов и паломников со всего мира.

Визитная карточка

В средние века Цфат был мировым центром каббалы, в доказательство чему здесь сохранилось множество синагог - всемирно известных и почитаемых. Так называемый Квартал художников знаменит своими галереями и мастерскими местных мастеров, превративших Цфат еще и в центр художественной культуры в 1930-х годах. Город также примечателен своей архитектурой, а именно расположением улиц, которые идут сверху вниз вдоль склонов холмов замысловатой змейкой. Привлекают внимание путешественников и дверные проемы домов - они окрашены в синий цвет. Как говорят, это защищает от сглаза, так же, как знаменитые амулеты «хамса» в форме ладони.

История и современность

По легенде древнейший город Израиля Цфат был основан сыном Ноя после Всемирного потопа. Первые же официальные упоминания о нем датированы периодом Второго Храма, когда Цфат был городом-крепостью повстанцев-зелотов. В XII веке здесь обосновались крестоносцы, укрепив крепость двойной стеной высотой до двадцати восьми метров. В то время город носил название Сафет. В дальнейшем, в 1266 году, город перешел во владение мамлюкского султана Бейбарса I, который превратил Сафет в мусульманский центр Сафат, истребив все христианское население и сохранив небольшую еврейскую общину численностью пятьдесят человек. Известность же Цфат приобрел в XVI—XVII вв., когда его облюбовали знаменитые раввины-мистики, бежавшие из Португалии и Испании от инквизиции. Именно с того времени начинается османский период правления, сопровождаемый притеснением других народов, населяющих город. В последующие столетия Цфат пережил нашествия чумы, восстания и землетрясения, которые сильно сказались на численности как еврейского, так и мусульманского контингента жителей. Находясь под британским мандатом с 1920-х годов, город претерпел не одно столкновение между арабами и евреями, и, даже уже будучи в составе государства Израиль, на протяжении долгих десятилетий XX века являлся одним из центров палестино-израильского конфликта. Кстати, Цфат - родина президента частично признанного государства Палестина Махмуда Аббаса.

Что посмотреть, где побывать

Главными историческими памятниками этого священного для иудеев города являются, конечно, синагоги. Такого их сосредоточения на один квадратный метр, как здесь, нет, пожалуй, ни в одном городе страны Израиль. Цфат, действительно, - уникальное место. Абохав - самая известная из синагог. Именно в ней хранятся религиозные свитки, которым уже более двух тысяч лет. Не менее знаменита синагога Ари, названная в честь проповедника, которому явились Давид и Авраам во время молитвы. Также поклонники истории по достоинству оценят останки крепости Нимрод, построенной в 1229 году Османом аль-Азизом. Ее отреставрировали в середине XX века, и теперь каждый желающий может пройтись по ее подземным ходам и побывать внутри смотровых башен.

Развлечения и активный отдых

Основной интерес для гостей города представляет экскурсионный туризм, однако это вовсе не значит, что здесь больше нечем заняться. Недалеко от Цфата есть великолепный парк рыбной ловли Дагей Дафна, где на берегу реки Дан в окружении живописной природы можно не только с комфортом порыбачить, но и устроить барбекю с пойманным уловом, а также расположиться на ночлег в одном из гостевых домиков или в собственной палатке на территории кемпинга. Можно съездить на озеро Кинерет - Галилейское море, являющееся самым низко расположенным пресноводным водоемом в мире. На его побережье находятся Бейт Гавриэль - культурный центр, специализирующийся на экспозициях современного искусства, а также интересная своей архитектурой францисканская церковь Святого Петра. В окрестностях Цфата много живописных речушек и гор, что не оставит равнодушным ни одного эстета. Кроме того, на территории города находится большое количество различных музеев, экспонаты которых позволяют познакомиться с историей и ремеслами Израиля (Цфата в частности), а на местном свечном заводе можно заказать именную свечу.

Местная кухня и вина

В городе представлены рестораны и бистро различных кухонь мира. Разумеется, вне конкуренции - национальная, представленная вкуснейшими тыквенными штруделями, необычным еврейским салатом со свеклой, оригинальным хумусом и свежими слоеными лепешками. Помимо кошерной, в Цфате можно отведать блюда арабской, европейской, китайской и даже индийской кухонь.

Где остановиться

Город совсем небольшой, однако, выбор мест для ночлега достаточен. Здесь есть отели как категории пять звезд, так и более скромные варианты - четыре и три звезды. Есть гостиницы мировых цепочек с собственной территорией и бассейном, а есть уютные бутик-отели, располагающиеся в помещениях старинных зданий и предлагающие размещение в оригинальных номерах, оформленных в стиле рыцарских палат.

– небольшой город на севере Израиля, раскинувшийся на живописных зеленых холмах, в которых берут начало многочисленные речки и источники. Город является одной из основных святынь иудаизма, наряду с Иерусалимом, Тверией и Хевроном. Из Цфата открывается захватывающая панорама на знаменитое , Средиземное море и гору Хермон, покрытую в зимний период снегом.

Первые упоминания города относятся ко временам Второго Храма Иерусалимского (566 г до н.э-70 г. н.э), когда Цфат входил в число городов-крепостей, ставших пристанищем для повстанцев-зелотов. Во времена Крестовых походов (1095-1291 гг) рыцари-тамплиеры, стремившиеся взять под свой контроль стратегическую высоту, возвели здесь крупных размеров крепость с двойной стеной высотой в 28 м. За стенами крепости стал стремительно расти и развиваться город Цфат, превратившийся в последствии в окружной центр. В конце XI века войска шейха Салах Ад-Дина захватили Цфат. Под властью Саладина в окрестностях города стала зарождаться крупная еврейская община. В середине XII века город вновь перешел под власть Ордена тамплиеров и оставался под его управлением до захвата мамлюками в 1266 году. При правлении мамлюкского султана Байбаса Цфат стал крупнейшим и наиболее процветающим городом северного Израиля. В качестве города-святыни Цфат прославился в XVI-XVII веках после того, как сюда стали стекаться величайшие каббалисты. Среди них оказался и создатель фундаментального свода иудейских законов Йосеф Каро. В 1516 году Цфат был завоеван турецкой армией и вошел в состав мощной Османской империи, что способствовало улучшению экономического положения города, развитию торговли и росту населения. В середине XVIII века Цфат был полностью разрушен мощным землетрясением, унесшим тысячи жизней. В 1831 году Израиль был захвачен египетским султаном Ибрахим-паша, который приложил немало усилий для того, чтобы превратить Цфат в крупный коммерческий и торговый центр Галилеи. К началу Войны за независимость (1948-1949 гг) в Цфате проживало значительное количество евреев, а после победоносной операции в мае 1948 г город практически полностью покинули арабы.

Сегодня Цфат представляет собой красивый город, привлекающий внимание туристов и паломников со всех уголков мира. Здесь находятся многочисленные синагоги, галереи, художественные мастерские, не говоря уже о культурно-исторических и архитектурных памятников. Главными достопримечательностями Цфата считаются древняя крепость, практически полностью скрытая под землей, и синагоги Банай, Сефардийская и Каро. Все эти красоты располагаются в старой части Цфата, куда ежегодно стекаются тысячи туристов.

Спустившись вниз по вьющейся по склонам горы улочке Ерушалаим , мы попадем в Старый город. Отсюда и начнем наше путешествие по иудейским святыням. Первой на нашем пути синагогой является синагога Абохав , построенная в XV веке. В стенах этого святилища хранятся старинные свитки Торы, которые используются в дни празднования Рош а’шана (Еврейский Новые год), Йим Кипур (Судный день) и Шавуот (праздник дарования Торы). Интересным историческим фактом касательно синагоги Абохав является то, что во время ужасного землетрясения 1837 года нетронутой осталась только стена, обращенная в сторону Иерусалима.

Следующей синагогой, которую мы осмотрим, является синагога Алшех , возведенная в XVI веке. Синагога была построена в самаркандском стиле. В стенах этого священного здания, увенчанного куполом, в свое время молились турецкие евреи.

Следуем дальше и оказываемся у стен синагоги Бинай , святыней которой является гробница раввина Банная. Ниже по улочке стоит еще одна синагога – синагога Каро , построенная в XVI веке. Первое здание этого иудейского храма было полностью уничтожено землетрясением 1759 года, но синагогу в скором времени отстроили. Над входом в здание красуется табличка с посвящением проекту ее восстановления.

Рядом со старым кладбищем возвышается самая знаменитая синагога города – Сефарадийская синагога АРИ XVI века. Эта синагога необычна во многом: например, на входе отсутствует мезуза (свиток пергамента из кожи ритуального животного, прикрепляемый к внешнему косяку двери и содержащий часть текста молитвы Шма). Еще одна удивительная вещь находится внутри синагоги – шкаф из дерева для хранения Торы, стоящий у южной стены, который был абсолютно нетронут при землетрясении 1897 года. Существует немало удивительных историй об этом здании. Одна гласит о том, что во время Войны за Независимость 1948-1949 гг во время шабатней молитвы, когда синагога была полна народу, во дворе здания упал вражеский снаряд, осколок которого вонзился в подиум прямо посередине синагоги, не задев при этом ни одну живую душу.

Помимо синагог и руин крепости в Цфате интерес вызывают и многочисленные пещеры. Самая известная среди них — пещера Шем ве-Эвер , спрятанная глубоко под землей. Пещера находится рядом с мостом, проходящим прямо над улицами Пальмах и Иерушалаим. Говорят, что свое имя пещера получила от правнука Ноя. Пещеру также часто называют «Неугасаемой», поскольку своды пещеры озарены огнем сотен свечей, придающих этому месту таинственную красоту и мистическую атмосферу.

В западной части Цфата находится старое еврейское кладбище , являющееся нынче местом паломничества иудеев со всего мира. Здесь расположены склепы и захоронения раввинов, каббалистов и законоучителей святого АРИ, Алшех, Кардоверо и многих иных.

На вершине горы, где когда-то величественно возвышалась средневековая цитадель тамплиеров, находится еще одно уникальное место, которое обязательно стоит посетить: великолепный парк «Гиват аМецуда», откуда взору открывается завораживающий вид на город и его окрестности.

Советуем обязательно отведать местного полутвердого сыра, производимого в арабских сыроварнях, многие из которых готовят сыр по старинным рецептам. Сыр изготавливается из молока мелкого рогатого скота (козы, овцы). Самые знаменитые сыроварни Цфата – Сыроварня Мэири, созданная более 170 лет назад, и Сыроварня Кадош. Посетить их можно в любой день с 08:00 до 15:00 (кроме субботы). Стоимость входа: 50 шекелей с человека.

В Цфате ежегодно проводится всемирный Цфатский фестиваль клейзмерской музыки , являющийся крупнейшим в мире фестивалем в этом музыкальном жанре.

Совсем недалеко от Цфата находится еще 2 святыни иудаизма и каббалы – и деревушка Мерон.

Ну а начав день с осмотра иудейских святынь, мы предлагаем его продолжить, в святом для христиан городе – .