Кто открыл шпицберген. Шпицберген – наша норвежская земля. Оружие и охота

Шпицберген, он же Сва́льбард - полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане на расстоянии 1 050 км от Северного полюса, самая северная часть королевства Норвегии. Здесь находится самое северное круглогодичное поселение на Земле (2 200 человек).

Прогуляемся по полярному архипелагу Шпицберген.

1. Закат на леднике Конгсфьорд, Шпицберген, Норвегия, 9 апреля 2015. А вообще, самая высокая точка островов - гора Ньютон (1712 м) на Западном Шпицбергене. (Фото Jens Büttner | dpa | Corbis):



2. Остатки деревянной лачуги на Шпицбергене, 7 августа 2013. (Фото Juan-Carlos Muñoz):

3. Шпицбергенский северный олень - самый маленький из видов северных оленей. (Фото Paul Souders | Corbis):

4. Красочные домики в Лонгйире - самом северном в мире поселении с населением свыше тысячи человек. (Фото Chris Jackson):

5. Солнечное затмение на Лонгйире, Свальбард, 20 марта 2015. (Фото Jon Olav Nesvold | NTB scanpix | Reuters):

6. Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет только Россия, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт - посёлок Баренцбург, а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант.

А вот и российский караульный возле законсервированного шахтерского посёлка Пирамида. Своё название посёлок получил из-за пирамидальной формы горы, у подножия которой он основан на берегу бухт Петунья и Мимер. Посёлок находится на расстоянии около 120 км от Баренцбурга. Местность в районе Пирамиды - горы, долины, ледники. Напротив Пирамиды находится крупный ледник Норденшельда, громадные глыбы которого, зависнув над водой, время от времени откалываются с грохотом, чтобы начать свое путешествие в виде айсбергов. (Фото Dominique Faget):

С начала XX века основой экономики на Шпицбергене стала добыча угля. При этом местные угольные пласты, как правило, имеют доступ непосредственно со склона гор и многие места залегания угля просматриваются невооруженным глазом. (Фото Michael Narten | dpa | Corbis):

8. Дедушка Ленин в заброшенном российском поселке Пирамида на Шпицбергене, 19 июля 2015. (Фото Dominique Faget):

9. Красивый ледник Кронебрин, расположенный в западной части острова Западный Шпицберген (архипелаг Шпицберген). (Фото Dominique Faget):

10. Есть на полярном архипелаге Шпицберген и песцы двух видов (обыкновенный и голубой). Попытки переселения на архипелаг других сухопутных млекопитающих, в частности полярных зайцев и овцебыков из Гренландии, успехом не увенчались. (Фото Paul Souders):

11. На Шпицбергене отмечается около 90 видов птиц, из которых 36 постоянно гнездятся на архипелаге.

Это остров Медвежий в западной части Баренцева моря, к югу от острова Западный Шпицберген. Принадлежит Норвегии, но, как и весь архипелаг Шпицберген, чьей южной частью является остров Медвежий, имеет особый статус внутри королевства.(Фото Michael Nolan | Robert Harding | Corbis):

12. Сложенные останки кита на западном побережье Шпицбергена, 3 августа 2013. (Фото Juan-Carlos Muñoz | Biosphoto | Corbis):

13. Угольный поезд. На островах два официальных языка - норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза. (Фото David Lomax | Robert Harding):

14. Местный житель - морж. (Фото Steven Kazlowski | Nature Picture Library | Corbis):

15. Ледник Норденшельда. И бухта, и ледник названы в честь Адольфа Эрика Норденшельда, шведского ученого геолога, исследователя и мореплавателя. Он известен тем, что первым прошёл по Северному морскому пути из Атлантики в Тихий океан ещё в 1878—1879 годах. (Фото Dominique Faget):

16. Любопытный белый мишка. (Фото Michael S. Nolan | Robert Harding | Corbis):

Шпицберген - место встречи холодного полярного воздуха с мягким и влажным морским воздухом с юга. Это создает области низкого давления и способствует резкому изменению погоды и резким порывам ветра, в особенности зимой. Зимой 17 % всего времени на архипелаге дует сильный ветер. (Фото Chris Jackson):

18. Знакомьтесь, Всемирное семенохранилище на Шпицбергене, так называемое «хранилище Судного дня». Это туннель-хранилище на острове Шпицберген, в который помещаются для безопасного хранения образцы семян основных сельскохозяйственных культур.

Всемирный банк-семенохранилище посадочного материала создан в 2006году под эгидой ООН для сохранения посадочного материала всех сельскохозяйственных растений, существующих в мире. Проект осуществлялся на средства Норвегии и стоил ей 9 млн долларов. Собственный отсек в этом банке растений получила каждая страна. Задача такого хранилища семян - не допустить их уничтожения в результате возможных глобальных катастроф, таких как падение астероида, ядерная война или глобальное потепление. Места внутри достаточно для 4,5 млн образцов семян. (Фото John McConnico):

19. Радар Европейской системы исследования некогерентного рассеяния. (Фото Anna Filipova | Reuters):

20. Исфьорден - второй по длине фьорд в норвежском архипелаге Шпицберген. Это находится на западной стороне Шпицбергена, острова в Северном Ледовитом океане на полпути между Норвегией и Северным полюсом и самым большим в архипелаге. (Фото Juan-Carlos Muñoz | Biosphoto | Corbis):

21. Третий млекопитающий на островах, кроме шпицбергенского северного оленя и песца - белый медведь.

22. Российский населённый пункт Баренцбург - второй по величине населённый пункт на архипелаге Шпицберген - 435 жителей. Своё название Баренцбург получил в честь голландского мореплавателя Виллема Баренца, посетившего Шпицберген в 1596-1597 гг. В настоящее время Россия - единственная страна, кроме самой Норвегии, поддерживающая своё экономическое присутствие на Шпицбергене. В Баренцбурге находится консульство Российской Федерации. (Фото Svalbardposten):

23. Старое деревянное судно. (Фото Ho New | Reuters):

24. Знак, предупреждающий об опасности встречи с белыми медведями. (Фото John McConnico):

25. И опасность эта реальна. Правда, белые медведи предпочитают на ужин гренландских тюленей. (Фото Peer von Wahl | NIS | Minden Pictures | Corbis):

Острова Шпицберген, мрачные каменные острова за полярным кругом. Само название данное голландцем Баренцем означает «Острые горы». Общая площадь составляет около 64 тысяч квадратных километров, но люди населяют их не слишком охотно – население островов около 3 тысяч человек. Большая часть – норвежцы и русские.

Сюда часто ходили бить кита и морского зверя. Но когда кита выбили, а оставшегося запретили, желания сюда плавать почти ни у кого не осталось. Зимовать на Шпицберген тоже никто не рвётся. Здесь из 50 видов птиц, что здесь гнездуются, зимует лишь одна несчастная полярная куропатка, что не может сбежать от зимы на своих коротких крылышках и вынуждена, словно зверь рыться в сугробах, в поисках пищи.

Шпицберген – демилитаризованная зона, что означает запрет содержания какого бы то ни было оружия. Здесь ведётся разработка каменного угля, запасы которого весьма значительны. Однако, уголь сейчас не слишком котируется в мире и поэтому практически весь уходит на обогрев местных посёлков. К тому же, самый легкодоступный, что был практически на поверхности, уже выработали. Впрочем, время от времени поднимается вопрос о «возрождении угольной промышленности», но голоса звучат не очень громко, ввиду малочисленности населения островов, противоположных слов всяческих зелёных и Гринписов. К тому же, доход у островитян на 20-30 % выше чем у жителей материковой Норвегии, потому особо не бедствуют.


Туризм на Шпицбергене, несмотря на сложные природные и погодные условия, развит прекрасно, что позволяет всем желающим наслаждаться экзотикой, наблюдая за символами архипелага, белыми медведями, и посещать ныне заброшенные угольные шахты.

Где находится остров Шпицберген?

Архипелаг Шпицберген расположился в 1,5 часах полета от Северного полюса, в Северном Ледовитом океане. На карте мира видно, что остров Шпицберген является самой северной частью .


Интересные факты об острове Шпицберген

Вот несколько важных данных об архипелаге в целом:

  1. Общая информация. Шпицберген открыл голландский исследователь Виллем Баренц. Произошло это в 1596 году. Площадь Шпицбергена составляет 61 тыс. кв. км, координаты 78.609928, 15.878962.
  2. Особый правовой статус. Не каждый знает, кому принадлежит остров Шпицберген. А между тем с 1920 года архипелаг входит в состав Норвегии, но при этом, имея особый статус, является демилитаризованной зоной.
  3. Двойное название. Шпицберген – это русское название острова, а в Норвегии архипелаг называется Свальбард, что в переводе звучит «холодный край».
  4. Сотрудничество двух стран на островах. Помимо Норвегии, значительную хозяйственную деятельность на Шпицбергене ведет Россия. Ее промышленные и исследовательские центры располагаются в Баренцбурге на острове Западный Шпицберген, а также в законсервированных поселках Грумант и Пирамида.


Крупные острова и города Шпицбергена

Архипелаг включает в себя 3 крупных острова (Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля и Эдж) и более 1000 мелких островков, в том числе Земля Принца Карла, Баренца, Вильгельма, Белый и Медвежий. Столицей Шпицбергена является . Из наиболее крупных поселений стоит отметить Баренцбург, и .



Население

Численность населения Шпицбергена составляет около 2600 человек, из которых 70% − норвежцы, 18,3% − русские и украинцы, 0,4% − поляки. В Лонгйире проживает примерно 2 тыс. человек. Вторым по численности населения на Шпицбергене является шахтерский поселок Баренцбург (в нем постоянно живут около 470 человек). В российском поселке Пирамида на Шпицбергене в летний сезон проживает всего несколько человек.


Климат

На Шпицбергене довольно суровый арктический климат, лишь на западе его немного смягчает теплое Шпицбергенское течение (это часть Гольфстрима). Летом температура воздуха на побережье составляет около +4…+6°C, в разгар зимы опускается до −10…−14°C.

Рельеф и природа архипелага Шпицберген

На островах горный рельеф. Самой высокой среди гор Шпицбергена является вершина Ньютон (1712 м). Берега островов изрезаны , больше 50% площади архипелага Шпицберген занимают . Самый известный из них – на острове Северо-Восточная земля, занимающий по величине 2-е место в Европе и 7-е – в мире. Остфонна на Шпицбергене сливается с Сёрфонной и спускается к морю, образуя айсберги.



К важным особенностям этих мест относятся крупные залежи каменного угля и большое количество пород с окаменелостями растений и животных. Земля Шпицбергена считается сейсмически активной зоной, здесь возможны землетрясения до 6-7 баллов по шкале Рихтера.


Флора и фауна на островах

Растительность на острове Шпицберген в Норвегии преимущественно тундровая. Здесь можно увидеть карликовые березы, полярные ивы, мхи, лишайники, грибы и т.д. Фауна материка Шпицберген представлена такими млекопитающими, как белые медведи, северные олени, песцы, из морских животных тут обитают тюлени, морские зайцы, киты, моржи, белухи. Среди 90 видов птиц 36 постоянно гнездятся, но лишь только полярные куропатки живут на архипелаге круглый год, остальные улетают зимовать в теплые страны.


Развлечения и достопримечательности Шпицбергена

На архипелаге Свальбард туристам предлагают:


Летом к экскурсиям на Шпицбергене добавляются рыбалка, каякинг, круизы, вертолетные туры на Северный полюс, поездки в природоохранные зоны. Здесь есть , в том числе Национальный парк Нордвест Шпицберген и заповедник Свальбард, флористические районы и заказники.



Если вы планируете самостоятельно путешествовать по Шпицбергену, то можно посетить также:



Проживание и питание

Как добраться на Шпицберген?

Прямых рейсов из России на архипелаг очень мало, и организуются они в основном для исследователей и госслужащих. Перелеты в единственный на всем острове Шпицберген организуют компании Norwegian Airlines и SAS. Норвежские авиалинии направляют рейсы из в Лонгйир 3 раза в неделю, в сезон чаще, а самолеты компании SAS курсируют между Осло, и Лонгйиром, также не менее 3 раз в неделю. Также до Шпицбергена организуются арктические круизы на судне «Капитан Хлебников».



Архипелаг Шпицберген - суровый северный край, лежащий за полярным кругом всего в тысяче километров от северного полюса. Архипелаг находится под юрисдикцией Норвегии, однако для большинства стран, в том числе и для России, для въезда сюда не требуется виза.

Шпицберген привлекает многочисленных желающих познакомиться с первозданной природой Арктики. Значительной части архипелага придан статус национального парка. Пейзажи архипелага поражают воображение, заснеженные равнины обрываются у моря величественными фьордами, а на остроконечных горах возвышаются могучие ледники.

Необычайно богат и животный мир Шпицбергена. На прибрежных камнях здесь расположились шумные птичьи базары, по тундре бродят северные олени, и конечно же здесь можно встретить белого медведя - символ Шпицбергена.

На архипелаге практически нет дорог, поэтому туристам обычно предлагают совержить вокруг архипелага круиз на теплоходе.

Северный Ледовитый океан

Северный Ледовитый океан – это один из самых маленьких океанов Земли. Он расположен в северном полушарии земли в промежутке между Северной Америкой и Евразией. Океан занимает территорию общей площадью 14,75 миллионов квадратных километров. Средняя глубина океана составляет 1.225 метров, а наибольшая – 5.527 метров в Гренадском море. Объем воды в океане составляет 18,07 миллионов квадратных километров.

Визуально океан можно разделить на три природные акватории: Арктический бассейн, Северо-Европейский бассейн и Канадский бассейн. Благодаря благоприятному географическому положению в центральной части океана ледяной покров сохраняется нетронутым на протяжении всего года, при этом находясь в подвижном состоянии. Учитывая, что вода в океане очень холодная, здесь могут обитать только устойчивые к холодным температурам морские обитатели - такие, как киты, пингвины, морские котики и многие другие.

А какие достопримечательности Шпицбергена вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Лонгйир

Лонгйир - крупнейший населенный пункт на острове Шпицберген в Норвегии. Основанный в 1906 году как шахтерский поселок, город получил свое имя от владельца компании по добыче угля - Джона Лонгйира. Сегодня уголь перестал играть важную роль в жизни города, Лонгйир стал научно-исследовательским и туристическим центром.

Ряды одноэтажных домиков Лонгйира, выкрашенных в яркие цвета, выглядят почти празднично на фоне монохромной природы Шпицбергена. В городе существует Университетский центр, построена спутниковая станция, получающая и обрабатывающая данные с орбитальных спутников. Также здесь находится Всемирное хранилище семян - миллионы семян сельскохозяйственных культур содержатся здесь на случай всемирной катастрофы.

Лонгйир привлекает множество туристов, желающих ближе познакомиться с уникальной полярной природой Шпицбергена. В городе есть несколько отелей, работает городской музей.

Этот остров с потрясающим природным ландшафтом находится в восточной части архипелага Шпицберген между островами Эдж и Западный Шпицберген. Он назван в честь известного голландского мореплавателя Вильяма Баренца. Специалисты утверждают, что остров создан за счет пород палеозойского возраста с преобладающим среди других пород - известняк и сланцы.

Его общая площадь составляет в 1288 км² . Большая половина острова, это приблизительно 558 км² , покрыта ледником, а остальная часть острова представляет собой арктическую тундру. Остров Баренца представляет уникальную природную экосистему для проведения научных исследований по изменению климата и возможных движений ледников. Но, по последним исследованиям, ожидать общее таяние и изменение ледников на этом острове не стоит.

Аэропорт Свальбард

Аэропорт Свальбард – самый северный в мире гражданский аэропорт, который обслуживает Шпицберген. Аэропорт находится у подножия горы Платоберге.

За 2009 год пассажиропоток аэропорта составил около 139 тысяч человек. Из этого аэропорта можно улететь в Осло, Тромсё, Ню-Олесунн, Свеа и даже в Баренцбург, поэтому аэропорт считается международным. Поскольку Норвегия входит в Шенгенскую зону, россияне, летающие в Баренцбург, не проходят паспортный контроль.

Свальбард – крупнейшее сооружение, на территории которого располагаются 200 парковочных мест, стоянка такси и пункт проката автомобилей. Аэропорт имеет одну асфальтированную взлетно-посадочную полосу протяженностью 2 323 метра и шириной 45 метров. Под полосой находятся два кульверта, отводящие талую воду с горы.

Заброшенный шахтерский поселок Пирамида

Пирамида - это заброшенный советский шахтерский поселок, расположенный на острове Шпицберген в Норвегии. Поселок был построен во второй половине двадцатого века у самой северной в мире угольной шахты. Его население достигало тысячи человек. Но в девяностые годы добыча угля резко упала и поселок был законсервирован.

Теперь Пирамида - поселок-призрак, сохранивший не только здания, но и множество личных вещей своих обитателей, оставленных здесь как будто в спешке.Территория поселка открыта для посещения, но без сопровождения в его здания заходить не рекомендуется - во избежание несчастных случаев. Пирамида до сих пор рекордсмен по множеству самых северных вещей в мире - среди таких рекордов - памятник Ленину, бассейн и даже рояль.

Необычная тревожная и печальная атмосфера заброшенного города, а также необычайно красивая природа, окружающая поселок, в летний период притягивает сюда туристов. Специально для них в поселке устроен маленький отель и работает экскурсовод.

Баренцбург

Баренцбург - это горнопромышленный поселок на норвежском острове Западный Шпицберген,в архипелаге Шпицберген. Он был назван в честь голландского мореплавателя В.Баренца. Сейчас в этом поселении живут и работают более 300 русских и украинцев.

Поселок является обособленным, с автономным жизнеобеспечением. Производственно-социальный комплекс Баренцбурга включает в себя шахту, теплоэлектростанцию, больницу, детский сад и другие объекты. Жилой поселок, жилищно-коммунальное и подсобное хозяйство содержится компанией "Арктикуголь". Уголь, добываемый в шахте, используется для собственных нужд поселка, а также идет на экспорт. Для туристов в поселке открыта гостиница с баром и сувенирным магазином.

Здесь можно посетить музей "Помор", основанный в 1995 году. В музее, рассказывающем об истории архипелага Шпицберген с древнейших времен до наших дней, находится геологическая экспозиция,содержащая более 33 видов минералов и горных пород, возраст которых колеблется от 1-2 миллиардов лет до 5-6 тысяч лет.

Северо-Восточная Земля

Северо-Восточная земля - это необитаемый остров в архипелаге Шпицберген, в Северном Ледовитом океане. Относится к территории Норвегии. Занимает площадь 14.5 тысяч квадратных километров.

Поверхность острова представляет собой плоскогорье, высотой до 637 метров. Из всей поверхности острова 11135 квадратных километров занято ледниками. На участках, свободных ото льда, произрастают мхи и лишайники. На северном берегу Северо-Восточной земли расположено значительное количество фьордов.

Российская часть Шпицбергена — территория на острове Западный Шпицберген площадью 251 квадратный километр, включающая в себя три месторождения каменного угля, шахты и поселки городского типа: Баренцбург, Колсбей, Пирамида и Грумантбюен.

Часть Шпицбергена закреплена за Россией на основании Шпицбергенского трактата, после Первой Мировой Войны в 1920 году.

В настоящее время на российской части Шпицбергена проживает порядка 600 человек.

Российская часть Шпицбергена освоена русскими ещё в конце XV, в начале XVI века. С тех пор там сохранились остатки их небольших строений и лодий, которыми в те времена пользовались только русские поморы. В основном это были морские охотники, приходившие к берегам Груманта, так тогда называлась эта земля. В те времена, воды на стыке Атлантического и Северного Ледовитого Океанов изобиловали китами, а на скалистых островах устраивали свои огромные лежбища моржи и тюлени.

После того как голландский мореплаватель Виллем Баренц побывал в этих краях, в 1596 году он нанес на карты эти острова под названием Шпицберген. И хотя на русских картах более раннего времени, эти острова значились как «Святые русские острова», но так как Россия ещё не была весомой в мире морских держав, название закрепилось официально во всем мире.

В эти северные воды за китом приходили китобои всех морских европейских стран, но особенно в этом усердствовали голландцы, которые за сезон истребляли китов сотнями. В результате, к началу ХIХ века численность китов в этих водах снизалась настолько, что увидеть кита стало редкостью, и интерес к этим голым скалистым островам начал пропадать.

Но это изменило то, что на Шпицбергене обнаружили каменный уголь. Открытие каменного угля приписывают английскому китобою Пуллю, который в 1610 году на северо-западном побережье Шпицбергена, на берегу Кингс-бея, в русле вымерзшего ручья обнаружил каменный уголь и стал использовать его для выплавки китового жира. Однако есть сведения что углем, выходившим на поверхность, ещё до него пользовались русские поморы остававшиеся на зимовку на Груманте.

К тому же Шпицберег находился довольно далеко, в суровых северных условиях, и это открытий долго не было востребовано. Но с развитием пароходства в XIX веке туда добрались промышленники. В 60-70-е годы XIX века геологи выявили, что угля на Шпицбергене довольно много. Предприниматели Англии, Америки, Норвегии, Голландии, Германии начали активно вести разведку залежей угля и его и пробную добычу. В 1906 году Джон Лонгьир, выходец из Америки, открыл на Шпицбергене первую угольную шахту и организовал промышленную добычу угля.

Россия тоже не осталась в стороне. Шпицберген представлял большой интерес как источник угля для северных районов. Кроме того в силу своего геополитического местонахождения, на стыке Атлантического и северного Ледовитого океанов, Шпицберген мог служить хорошей базой для военного и торгового российского флота.

Что бы приступить к освоению Шпицбергена, Российское правительство договорилось с правительством Швеции о проведении его обследования усилиями двух Академий наук: Российской и Шведской. В результате этого соглашения на Шпицберген была организована совместная Российско-Шведская экспедиция, возглавил которую российский ученый с мировым именем Феодосий Николаевич Чернышев. Для экспедиции выделили только что построенный первый в мире арктический ледокол «Ермак».

В течение трех лет с 1899 по 1901 г. экспедиция Чернышева занималась исследованием архипелага Шпицберген, результатами которой были: описание его ландшафта и геологии, высотные отметки суши и глубины фьордов, астрономо-геодезические, магнитные, метеорологические, геологические, гидрологические, гидрографические наблюдения, исследование полярных сияний. Более двух третей всех исследования были проведены Российской частью экспедиции.

Результатами экспедиции Чернышева пользуются до сих пор. Сам Чернышев из-за длительного пребывания в экстремальных условиях сильно подорвал здоровье. Имя российского академика Ф.Н.Чернышева носят несколько географических объектов на картах Мира, в том числе и гора на Шпицбергене, на вершине которой в качестве триангуляционного знака участниками экспедиции была из камней сложена пирамида, так называемый «каменный сигнал», который сохранился до сих пор.

Бюрократия тогдашней России была настолько велика, что для практического освоения Шпицбергена только в 1911 году на Шпицберген была направлена экспедиция с целью сделать геологические изыскания. Министерство финансов выделило на эту экспедицию аж 4 тысячи рублей. Возглавил экспедицию В.Ф.Држевецкий, капитаном судна был В.Н. Серебренников. Для экспедиции было зафрахтовано частное двухмачтовое парусное судно «Жак Картье», которое 8 августа 1911 года вышло из Архангельска.

Однако с самого начала экспедиция не удалась. Между начальником экспедиции и капитаном были большие разногласия — каждый считал себя главным и порядка на шхуне не было. Мало того, когда 28 сентября «Жак Картье», из-за непогоды, остановился в норвежском Мехавне, он был арестован норвежцами, и только после вмешательства Российского правительства в октябре ни с чем вернулся в Архангельск. Экспедиция попросту провалилась.

В 1912 году на Шпицберген была организована повторная экспедиция под руководством талантливого полярного исследователя и геолога Владимира Александровича Русанова, успешно участвовавшего в 1908-1911 годах в исследовании и освоении Новой Земли, на которую он совершил 4 экспедиции. Всего в экспедиции было четырнадцать человек, в том числе и невеста Русанова, француженка Жюльетта Жан - геолог и врач экспедиции.

9 июля 1912 г. на небольшом зверобойном судне «Геркулес», водоизмещением всего 64 тонны, которым командовал капитан А. С. Кучин, экспедиция В. Русанова отправилась из Александровска-на-Мурмане. «Геркулес» хоть и был зверобойным судном, но имел хорошие мореходные качества, помимо парусного снаряжения на нем был двигатель мощностью двадцать четыре л.с. и он был приспособлен для плавания во льдах. Так что уже 16 июля «Геркулес» благополучно достиг острова Западный Шпицберген, и встал на якорь в заливе Бельсунн на западном побережье острова.

От стоянки бота Русанов с двумя матросами пешком прошел через весь остров до восточного берега. Переход в условиях скалистой местности, покрытой ледниками, был очень тяжелым. Во время перехода сам Русанов чуть не погиб провалившись в ледниковую трещину и чудом спасся, уцепившись за выступ на краю пропасти, из которой его вытащили спутники и они смогли вернуться на корабль.

После этого «Геркулес» переместился сначала в Ис-Фьорд, а затем в Адвентбай. Русанов обследовал все западное побережье, в результате чего на российской части Шпицбергена были обнаружены большие залежи угля и составлена карта полезных ископаемых. Для закрепления права России на разработку открытых месторождений угля, экспедицией Русанова были установлены двадцать восемь заявочных столбов. Кроме того, экспедицией были собраны большие зоологические, ботанические и палеонтологические коллекции, а так же выполнены океанографические исследования.

О продолжении экспедиции почти ни чего не известно, но если судить по тому что официальная программа экспедиции Русанова была выполнена уже в начале августа, а на корабль при отправке был загружен запас провиантов почти на полтора года, полагают что Русанов намеревался продолжить работу по исследованию других малоизвестных островов Северного Ледовитого Океана и возможности осуществления Северного морского пути.

Об этом можно судить по его сохранившейся записи в плане экспедиции, где он писал: «В заключение нахожу необходимым открыто заявить, что, имея в руках судно выше намеченного типа, я бы смотрел на обследование Шпицбергена как на небольшую первую пробу. С таким судном можно будет широко осветить, быстро двинуть вперед вопрос о Великом Северном морском пути в Сибирь и прийти Сибирским морем из Атлантического в Тихий океан».

В начале августа со Шпицбергена попутным норвежским судном Русанов отправил домой в Россию трех членов экспедиции, с которыми для Русского географического обществ передал отчет о выполненной работе, а так же образцы угля, геологические и зоологические коллекции, а сам с остальными направился в сторону Новой Земли.

Однако что то пошло не так, потому что с 18 августа, будучи уже у берегов Новой Земли в проливе Маточкин Шар, между северным и южным островами Новой Земли, там где соединяются Баренцево и Карское моря он отправил на материк телеграмму, в которой дословно писалось следующее: «Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».

Вполне вероятно, что в тексте перед словом «погибнет» была пропущена частица «не», и следовало бы читать «Если не погибнет судно», чего на самом деле им избежать не удалось. Эта телеграмма, была последним известием от экспедиции Русанова, после чего экспедиция пропала.

Уже через много лет, в 1934 году у западного побережья Таймыра на безымянном островке, который сейчас носит название «Геркулес» был обнаружен вкопанный в мерзлоту столб, с надписью «ГЕРКУЛЕС. 1913», а на другом, находящемся невдалеке островке, некоторые сохранившиеся предметы: патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож, остатки одежды, вероятно принадлежавшие членам экспедиции Русанова.

К стати, именно эти походы русских изыскателей Русского Севера послужили основой к сюжету знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана». Не исключено что именно В.Русанов стал прообразом капитана Татаринова, а возможно это собирательный образ всех этих трех героев мирного времени Старой России.

В плане освоения Шпицбергена, экспедиция Русанова своё назначение выполнила. По заданию Русанова, Самойлович доставил со Шпицбергена в Петербург образцы добытого угля, где лабораторными исследованиями было подтверждено хорошее качество угля и его пригодность в качестве топлива для флота. Поэтому было принято решение практически осваивать разведку и добычу угля на Шпицбергене. А Рудольф Лазаревич Самойлович стал первым российским горным инженером, котрый организовал промышленную добычу угля на российской части Шпицбергена.

В начале 1913 года для освоения угольных залежей на Шпицбергене, было создано акционерное общество «Торговый Дом «Грумант» А. Г. Агафелов и Ко». Учредителями акционерно общества стали: тайный советник Алексей Дмитриевич Арбузов — сенатор, камергер, тайный советник Евгений Гаврилович Шинкевич и почётный гражданин Антон Григорьевич Агафелов. Торговый Дом создавался под эгидой Министерства Торговли и Промышленности, и в примечании к Уставу оговаривалось, что передача учредителями другим лицам своих прав, присоединение новых учредителей и исключение кого-либо допускается не иначе, как с разрешением Министра Торговли и Промышленности. Акционерами стали: статский советник Строльман, уроженец финляндии Стюнкель, горный инженер Самойлович, кандидат права Сыромятников, титулярный советник Янчовецкий. Правительствующим Сенатом был издан указ о единоличном праве «Торгового Дома Грумант» на разведку, добычу и торговлю углем и другими полезными ископаемыми на архипелаге Шпицберген.

В апреле этого же года «Торговой Дом «Грумант» А. Г. Агафелов и Ко» организовал горно-разведочную экспедицию на Шпицберген. В экспедиции участвовало тридцать три человека, они везли с собой, кроме провианта, инструменты и оборудование: буры, рельсы, вагонетки, кузницу, сталь, молотки, кайлы, геодезические инструменты, ружья и патроны, моторный бот, разобранный дом, лесоматериалы, керосин и смазочные масла, домашнюю утварь, собак, нарты и прочее. Набирал людей и возглавил экспедицию лично Самойлович.

На Шпицбергене Самойлович с командой в заливе Коал-бей собрал дом, обустроил необходимые службы и поднял российский флаг. Он занимался разведкой угля, подсчетами его запасов и организацией добычи. Была составлена карта острова Западный Шницберген, с отмеченными на ней российскими участками. Осенью на пароходе «Мария в Россию была доставлена первая партия шпицбергенского угля в объеме 5000 пудов. До сих пор на российской части Шпицбергена сохранился дом построенный экспедицией Самойловича.

Свои исследования на Шпицбергене Самойлович продолжил в 1914 и 1915 гг. Им был подсчитан российский угольный запас Шпицбергена порядка 7 миллиардов пудов! Добыча развивалась ежегодно. За сезон 1915 года на Российской части Шпицбергена работало 216 человек и было вывезено в Россию около 39450 тонн угля. В 1917 году работало уже 249 человек, и было вывезено 59449 тонн угля.

Однако потому как Шпицберген не принадлежал ни какому государству, между странами участниками освоения Шпицбергена стали возникать всевозможные споры и столкновения. Что бы урегулировать все эти проблемы, Норвегия ещё в 1907 году предложила определить статус этих бесхозных островов. По этому поводу в 1910 — 1912 гг. в Осло были проведены несколько международных конференции, на которых Норвегия и Россия разрабатывали проект международной конвенции по статусу Шпицбергена. Однако начавшаяся Первая мировая война эти инициативы остановила.

Вернулись к решению этой проблемы в 1919 году, когда на Версальской конференции в Париже заключался мирный договор стран участников военных действий. Там же на конференции был подписан договор о Шпицбергене, по которому архипелаг Шпицберген официально приписывали к Норвегии, но с определенными ограничениями. Согласно этому договору все 39 стран, подписавших договор, имели равные с Норвегией права вести на архипелаге научную и хозяйственную деятельность. Советская Россия на конференцию приглашена не была.

Оказавшиеся после революции за границей учредители и некоторые акционеры продали свои акции англичанам и Торговый Дом Грумант, стал англо-русской компанией «Грумант», остальная часть акций была национализирована. И тем не менее, шахта продолжала работать, работами руководил Самойлович. В 1919 году на Шпицбергене работало 66 человек и вывезено 33000 тонн угля, в 1920 году — 398 человек, вывезено 171900 тонн. Работы велись сезонно, на зиму все шахтеры уезжали на материк, а на месте оставались всего несколько человек, обеспечивающих охрану шахты. Зимовщики ловили рыбу, охотились на оленей, ставили ловушки на песцов, чем и питались. В течение четырех лет с 1927 по 1931 гг. шахта практически не работала.

7 октября 1931 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был организован Государственный трест «Арктикуголь» по добыче угля и других полезных ископаемых на островах и побережье Северного Ледовитого океана. Трест получил все имущество и права на месторождения угля на Шпицбергене. В этом же году трест «Арктикуголь» полностью выкупил акции акционерного общества «Грумант» со всем оборудованием, постройками и месторождением общей площадью 80 кв.км. На российской части Шпицбергена сохранился памятный знак о создании треста.

В 1932 году трест «Арктикуголь» приобрел у голландской компании «Неспико» дополнительные земельные участки за один миллион 250 тысяч голландских гульденов и стал владельцем четырех участков площадью 251 кв. км, на которых находились три крупнейших месторождения каменного угля: «Баренцбургское», «Грумантское» и «Гора Пирамида». Началось обустройство шахт и поселков на государственном уровне. Добыча угля на Шпицбергене ежегодно росла. Если в 1932 году вывезли только 60000 тонн угля, то в 1940 году добыча составила уже порядка 500 тысяч тонн. Это было в несколько раз больше, чем добывали на Шпицбергене другие страны. Работа в шахте была очень тяжелой, но шахтеры с материка с удовольствием ехали на Шпицберген за длинным рублем.

К началу Второй мировой войны трест «Арктикуголь» производил добычу угля на шахтах Баренцбург и Грумант и вел строительство шахты Пирамида. За предвоенные годы на российской части Шпицбергена было добыто порядка 3 миллионов тонн угля, который завозился для нужд Мурманской и Архангельской областей. Рабочие шахт были обеспечены вполне приличным для того времени жильем.

Судьба Рудольфа Лазаревича Самойловича была трагичной, как и множества заслуженных лиц конца сороковых годов. Он руководил Институтом Арктики, был почетным членом Географического общества СССР, членом общества «Аэроарктика», членом многих географических обществ зарубежных стран, в том числе США, членом международного морского арбитража. преподавал в ЛГУ, писал научные статьи и книги. Был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

В 1937–1938 гг. Самойлович возглавил экспедицию на северный полюс, которая стала первой полярной зимовкой. Однако зима выдалась очень суровой и в Арктике зазимовали 29 судов зажатые льдами. Зимовка была очень трудной, но Самойлович смог провести её без потерь. Тем не менее, он был обвинен в умышленном срыве экспедиции и мае 1938 года был арестован, а 4 марта 1939 года – расстрелян.

Память Р.Л.Самойловича осталась на картах. В его честь названы бухта на Новой Земле, остров в архипелаге Северная Земля, пролив и ледниковый купол на Земле Франца-Иосифа, гора и полуостров в Антарктиде.

С началом Второй Мировой Войны работы на Шпицбергене были остановлены, шахтеры эвакуированы на материк. Норвежцы хотели противостоять Германии в попытках использовать Шпицберген для своих целей, он фашисты не стали долго церемониться и просто-напросто уничтожили всю промышленность на Архипелаге и всех кто там оставался. Российская часть Шпицбергена так же была разгромлена, шахты взорваны, здания и сооружения приведены в полную негодность. Как память о тех далеких днях, на Шпицбергене сохранили орудия которыми пытались остановить фашистов.

После окончания войны в СССР был большой дефицит топлива, поэтому трест «Арктикуголь» интенсивно занялся восстановлением разрушенных шахт. Уже в декабре 1946 года на Шпицберген прибыли первые пароходы со строителями и шахтерами. За два с небольшим года были восстановлены шахты «Баренцбург» и «Грумант» и начали выдавать уголь. В 1956 году была достроена и запущена в эксплуатацию шахта «Пирамида».

Рядом с шахтами были построены шахтерские поселки городского типа со всей инфраструктурой, обеспечивающей комфортное проживание шахтеров. В новых городках были двух и четырехэтажные дома с квартирами, в которых были все удобства, о которых даже не мечтали советские люди на материке. Столовые, детские сады, школы, больницы, кинотеатры, спортивные комплексы. Рядом были теплицы и фермы, обеспечивавшие население свежей продукцией. Шахтеры имели высокие заработки и двухмесячный отпуск. Шахтеры на российской части Шпицбергена жили как при коммунизме. Попасть сюда на работу мечтал каждый шахтер Страны Советов. Современная механизация и автоматизация производства позволяла ежегодно добывать более 300 000 тонн угля. Численность населения российской части Шпицбергена превышала 3000 человек.

В 1981 году была проведена доскональная разведка месторождений, по результатам которой запасы угля только запасы Грумантского месторождения оценивались почти в 134,4 млн. тонн, планировалось строительство новой шахты.

Всё разом рухнуло в 90-х годах после перестройки, кризиса и распада Союза. На Шпицберген стали обращать меньше внимания, ухудшилось снабжение, многие шахтеры начали съезжать на материк. Масла в огонь подлила авиакатастрофа российского самолета Ту-154 «Внуковских авиалиний» 29 августа 1996 года, выполнявшего чартерный рейс из Москвы в Лонгьир. В самолете были в основном шахтеры со своими семьями, возвращавшиеся из отпуска на работу. На борту было 141 человек, ни кто не остался в живых. В память о погибших, В Баренцбурге построена часовня.

«Арктикуголь» начал сокращать объемы добычи, в 1998 году закрыли шахту Пирамида, построенную в 1956 году. Было остановлено и самое старейшее предприятие Грумант, опустел поселок с угольным складом и портом в бухте Колсбей.

Действующим в настоящее время остался только рудник Баренцбург. Сохранился и инфраструктура поселка, которая включает саму шахту, жилой массив, электростанцию, порт, мехмастерские, автотранспортный парк, складское и жилищно-коммунальное хозяйство, библиотеку и больницу, спорткомплекс, отель и др. Добыча угля держится на уровне порядка 120 тыс. тонн в год. Весь уголь идет на экспорт.

В 2014 году в Баренбурге создан новый научный центр, в котором работают представители 12 научно-исследовательских организаций. По последним данным, на начало 2017 года на российской части Шпицбергена проживает порядка 600 человека.

Руководство «Арктикуголь» сейчас делает попытки перепрофилировать всю российскую часть Шпицбергена с добычи угля на туризм, пользующийся большой популярностью последние несколько лет. Создан арктический центра туризма «Грумант» в котором уже сейчас работают более 100 человек. За прошлый 2016 год «Арктикуголь» от туризма получил больше средств, чем от добычи угля. Есть надежда, что Российская часть Шпицбергена станет одним из популярных мест туризма в северной Европе, а Россия продолжит своё присутствие на архипелаге, но уже в новом качестве.